НОВЫЙ ПОРТ

—бухта (67°42′ с. ш. и 72°57′ в. д. от Гранича) находится на зап. побережье Обской губы (см.) в 50 км от устья Оби. Образована низменной косой Мар-Сале и мысом Островским. Освобождается от льда в первой половине июля, замерзает в начале октября, вода пресная; состоит из внешнего рейда и из двух прибрежных бухт, т. наз. «ковшей»: Северной и Южной. Внешний рейд образован отмелью, идущей от косы Мар-Сале; защищен от волнения с З., с С. и, отчасти, подводной косой, с В.; глуб. 4,8 (15,6 ф.)—5,7 (18,7 ф.) м, грунт— ил и песок; рейд используется для перевалки грузов с морских судов на речные и обратно Карской экспедицией (см.). Сев. ковш и юж. ковш образованы лежащим внутри бухты п-овом Песидай, прорезанным рч. Шунько-Яга, впадающей в бухту; глуб. ковшей 1,8 (6,0 ф.)—2,4 (8,0 ф.) м, грунт жидкий— ил и песок. Сев. ковш, хотя защищен от волнения со всех сторон, но во время ветра стоянка в нем для речных судов неспокойна, вследствие окружающего его низменного берега, к-рый при сильных сев. штормах затопляется; кроме того, вход в ковш неудобен: извилист и узок. Юж. ковш более удобен; как для входа судам, так и для отстоя в непогоду, благодаря высокому зап. берегу; служит для стоянки речных судов Карской экспедиции. Н. п. открыт в 1920 гидрографом А. И. Осиповым, руководившим исследованиями К-тета Сев. Морского пути в Обской губе. Бухта оборудована постоянной радиостанцией с метеорологич. станцией 2 разряда I класса, навигационными знаками и ежегодно обставляется плавучей обстановкой (вехи и буи) для морских и речных судов. Радиостанция и обстановка бухты находится в ведении Убеко-Сибири и Гидрографического Управления. Портовых сооружений в бухте никаких нет. В 1927 на зап. бер. бухты Уралгосторгом установлена фактория для снабжения туземного кочевого населения хлебом и предметами первой необходимости. Бухта Н. п. доступна для морских судов с осадкой в 18—19 фут.; отмелые берега вызывают большие трудности и затраты для оборудования в ней порта. В наст. время перегрузка морских судов происходит на рейде бухты. Комсеверопуть для Обской губы применяет спец. рейдовый флот (теплоходы мощностью 1.400—1.600 ЕНР, жел. баржи 2.750—3.000 т и деревянные рейдовые баржи ок. 1.500 т) и открыл дополнительный перевалочный пункт (экспортную базу) в устье р. Оби (о-в Халас-Пугор). Н. п. обслуживает Казакстан, Зап. Сиб. и Урал. Через него экспортируются Сев. Морским путем продукты сел. хоз-ва (лен, пенька, шерсть, кожсырье, жмых, хлеб, масло и пр.), рыбокон-сервы и с 1927 лес (пилолес, капбалка, слипперсы), импортируются машинное оборудование и различные фабрикаты. Грузооборот с 1921 по 1930 включительно выразился в след. цифрах:
Г о д ы Число коммерческих судов Вывезено в тыс. т Ввезено в тыс. т Всего в тыс. т
Речные суда Морск. суда
паровые непаровые
1921 7 24 10 9,5 9,5
1927 3 9 4 6,2 9,0 15,2
1928 3 9 3 6,6 7,7 14,3
1929 5 15 13 24,9 8,2 33,1
1930 5 24 20 44,5 11,9 56,4
Дальнейшее развитие Н. п. зависит от развития эксплоатации Сев. Морского пути, а также от оборудования _бухты портов, сооружениями.