НОВОСИБИРСК

— на р. Оби, адм. ц. Зап.-Сиб. края и Н.-Сиб. района; 55°11′ сев. ш., 82°59′ в. д.; от Москвы 3.122 км. Ср. выс. 139 м, высшая точка рельефа селитебной части 174 м над ур. моря. Ср. t°: годовая +0,2°С, зима 17,4°, лето +17,8°, абс. максимум +37°, абс. минимум—51°, средняя годовая осадков 410 мм, дней с осадками 141. Господствующие ветры—юго-западные. Лев. бер. Оби в районе Н.-С.—равнина, прав. также равнина, но более повышенная и расчлененная оврагами (наиб. значит. по долинам речек). В черте города в Обь впадают рч. 1-я и 2-я Ельцовки, Каменка и Плющиха, на границе селитебной территории прав. бер. более крупная р. Иня (начинается в Кузбассе) и на лев. бер.—рч. Тула. Лев. бер. почти лишен растительного покрова, на правом—лес тянется от 1-й Ельцовки к С. и от р. Ини—на юг. Грунт твердый, в значит. части гор. территории найден гранит, установлены выходы палеозойских форм глинистых сланцев, покрытых толщей рыхлых отложений постплиоцена и в долинах речек—аллювия.

И с т о р и я г о р о д а. До начала 90-х годов на месте Н.-С. стоял густой сосновый бор с немногочисленными избами и землянками на бер. Оби и Каменки. Они были населены, гл. обр., выходцами из расположенного на др. стороне Оби с. Кривощеково. Гл. торг. артерия—Сиб.-Московский тракт—проходила ниже по течению Оби через г. Колывань. В 1893 началась постройка ж.-д. моста через Обь и расчистка леса под ж.-д. станцию. Ок. станции и моста возникло 2 рабочих поселка, к-рые стихийно росли, скоро соединились друг с другом и поглотили в себе б. крестьянский поселок, именовавшийся тогда, по имени одного из засельщиков, «Гусевкой». Затем за ним упрочивается и официально закрепляется наименование «Ново-Николаевск». Население быстро растет, развиваются торг. обороты, строятся первые пром. предприятия (мельницы, сухарный завод военного ведомства). Растущая торг.-пром. буржуазия начинает добиваться прав гор. поселений и наделенная землей, принадлежавшей Алтайскому горному окр. и раздававшейся застройщикам на началах аренды. В 1903 поселок преобразовывается в безуездный город Томской губ., с упрощенным гор. управлением (староста и уполномоченный), а в 1907 получает права гор. самоуправления (дума и управа) и наделяется землей за выкуп. В 1909 большой пожар уничтожил полгорода. В 1910 начинается постройка Алтайской ж. д. (закончена в 1915); в 1917 организующиеся кооперативные союзы «Закупсбыт» и «Синкредсоюз» избирают Н.-Николаевск своей резиденцией. В 1917 Н.-Николаевск получает права у. города (Томской губернии). Рост поселка-города: 1897 — 7,8 тыс., 1903—22,2 тыс., 1906—41,4 тыс., 1909—54 тыс., 1913—62,6 тыс., 1917—69,8 тыс. жителей. Первые рев. соц.-дем. группы возникли в Н.-Н. в 1902—1903 на ст. Обь среди ж.-д. рабочих. В 1903 была устроена первая маевка. С 1904 эта группа установила прочную связь с Сиб. соц.-дем. союзом и начала выпускать прокламации. В 1904 была проведана в Н.-Н. первая десятидневная забастовка печатников, строительных и мельничных рабочих. 1 мая 1905 была организована первая большая демонстрация, разогнанная казаками, род руководством к-тета РСДРП проводились забастовки и демонстрации в конце 1905. После разгрома рев. движения 1905 подпольная работа в Н.-Н. замерла, но в 1906 вновь возродилась нелегальная организация, пережившая в дальнейшем судьбу др. сиб. соц.-дем. организаций (аресты, разгромы, захват подпольных типографий). Кроме железнодорожников рев. работа была особ. развита среди грузчиков (ряд забастовок). После Февральской рев. 1917 Н.-Н. не играл значит. роли в рев. движении Сибири. В начале 1918 К-К стал одной из баз белогвардейских подпольных организаций, находивших здесь поддержку среди буржуазии, мещанства и кооперативных центров. Чехо-бе-логвардейский переворот 1918 (в ночь на 26 мая) сопровождался рядом расстрелов парт. и сов. работников (Горбань, Петухов, Д. Ковальчук, Шпуры-гин, Серебрянников и мн. др.). 14 декабря 1919 Шво^иколаевск был занят Красной армией.

В 1921 город становится адм. ц. новообразованной К-Школаевской губ.; в этом же году сюда из Омска переезжает Сибревком и, т. о., молодой город превращается в краевой ц. сов. Сибири. В 1925 I краевой с’езд Советов выносит постановление о переименовании города в Швосибирск. По переписи 1926 К оказался на 21-м месте среди крупнейших (с населением свыше 100 тыс. чел.) городов Союза, а среди сиб. городов—на втором месте (на 1-м Омск, считая с пригородами). По интенсивности роста населения в Зап. Сиб. К уступал лишь некоторым рабочим пос. Кузбасса, а среди крупных городов Союза занял одно из первых мест. Рост населения за 1920 — 29, 1921 — 69,5 тыс., 1923—76,4 тыс., 1926—120,1 тыс., 1929— 146 тыс. в старой гор. черте и 158,7 тыс., с учетом присоединяемых селений прав. и лев. берега; на 1 января 1932—236 тысяч жителей.

Т е р р и т о р и я и ж и л и щ н ы й ф о н д. От довоенного времени (после выкупа в 1907 земель, арендовавшихся у царского «Кабинета»), К получил зем. фонд ок. 8 тыс. га; после ряда частичных прирезок на 1 октября 1929 К имел 11.768 га зем. площади (исключит. на прав. бер. Оби). Постановлением ВЦИК от 20 октября 1930 зем. площадь К увеличена до 35.172 га, в т. ч. на прав. бер. Оби 20.934 га и на лев. 14.237 га. В старом гор. (на прав. бер.) селитебная площадь исчисляется в 3.055 га. Переписью 1926 в К зарегистрировано 730 селитебных кварталов с 14.153 владениями и 17.280 жилых строений с жилой площадью—477 тыс. м2 (на 1 жит. 4,06 м2). По переписи 1929 жилая площадь поднялась до 599 тыс. м2 и ср. душевое обеспечение до 4,15 м2. По переписи 1932 (февраль) жилая площадь достигла 750 тыс. м2.

С т р о и т е л ь с т в о. Среди сиб. городов К отличается наиб. интенсивностью нового строительства. Между двумя переписями 1923 и 1926 (4 строительных сезона) в К построено 6.760 зданий, с площадью 141,1 тыс. м2, что составляет ‘/, всего строительства по Сиб. краю. Строительство последующих 3 лет (1927/28—1929/30)— 4.679. строений. Жилищно-строительная кооперация в К возникла в 1924, образование первого жилищно-арен-дного т-ва относится к 1925. В 1930 в жилищностроительной кооперации состояло 3.800 и в жил.-арендной 1.600 пайщиков.

К о м м у н а л ь н о е х о з я й с т в о и б л а-г о у с т р о й с т в о. ^а 1 января 1931 К имел 9 площадей, 187 улиц и 9 проездов (общим протяжением в 267,6 км). Под улицами и проездами занято 772 га, под площадями 90,6 га. Замощено (1931) 38,2 га (14% всей площади улиц, проездов и площадей). ^еобходимость связать части гор., расчлененные оврагами и речками, вызвала постройку внутригородских мостов. ^а 1 января 1930 К имеет два железобетонных моста через рч. Каменку, 20 деревянных мостов, строится большая (90 м) бетонная труба через рч. Ельцовку, по Красному проспекту. Особ. остро ощущается в К отсутствие гор. моста через р. Обь (проектируется постройкой в 1933). ^есмотря на то, что К возник на месте соснового бора, он беден внутри гор. зелеными насаждениями. Остатками прежнего бора в селитебной части гор. являются 4 сада. Большую ценность представляют Ельцовский и Инюшинский сосновые леса, расположенные по грани селитебной территории. Из состава Ельцовского бора часть выделена под гор. парк. Пожарная охрана представлена 4 пожарными частями, с 206 чел. обслуживающего персонала, 19 пожарными автомобилями и 17 конными ходами. Кроме гор. пожарной охраны, на предприятиях имеются добровольные пожарные дружины. Первая электростанция была построена в 1912/ 13 (мощностью 232 kw). В 1914 электростанция имела 540 абонентов, в 1917—932. В 1925/26 построена электростанция им. Всероссийского старосты М. И. Калинина, первоначально оборудованная на 1 тыс. kw. Она имеет свою ж.-д. ветку, генераторы трехфазного тока с установленной мощностью в 5,5 тыс. kw, сеть в 237,8 км, присоединенных владений на 1 января 1931—9.000. К 1 мая 1932 устанавливается новый аггрегат на 6.000 kw. Работа электростанции за 1929 — 30: выработано электроэнергии 13.979 тыс. kw/час., полезно отпущено электроэнергии—11.115,8 тыс. kw/ час., т.-е. на одного жителя—26,49 kw/час. Перспективы пром. развития К и задачи перехода на теплофикацию города выдвинули идею организации в нем крупной районной электроцентрали, к постройке к-рой приступлено на лев. бер. Оби; мощность—100 тыс. kw. Колоссальный рост пром-сти и предстоящая электрификация ж. д. выдвигают необходимость постройки еще одной Грэс. Постройка водопровода началась в 1926/27; в частичную эксплоатацию (без фильтра) водопровод вступил в ноябре 1928 и в полную с июня 1929. Забор воды происходит из р. Оби в 4 км выше ж.-д. моста, ок. устья р. Ини, где и расположены основные водоприемные и очистительные сооружения. Водонапорная башня поставлена на самой выс. точке города (174 м) в Октябрьском районе. Водопроводная сеть на 1 января 1932 — 66 км. В 1932 приступлено к строительству большого водопровода — мощностью 75.000 м3 в сутки.

На 1 января 1932 общее протяжение канализационной сети доведено до 20 км, очистных станций— 3. К имеет 3 коммунальных бани; кроме того, бани военного вед-ва, горздрава, некоторых пром. предприятий и жел. дороги (14 бань). В 1932 приступлено к строительству еще 6 бань. Механическая прачечная 1. В 1932 строится еще одна механическая прачечная, мощностью 1 т в каждую смену.

До 1923 извоз был исключит. формой внутригор. транспорта. С этого года начинает расти автомобильный транспорт. С 1926 вводится автобусное сообщение (в 1931 4 линии общим протяжением 17,3 км). В 1933 предположено приступить к постройке трамвая. Для сообщения с лев. бер. Оби есть 2 пароходных переправы. Для обслуживания приезжих имеются 4 гостиницы (468 номеров) и Дом крестьянина.

Т р а н с п о р т. В транспортном отношении положение К чрезвычайно благоприятно — на крупнейшей ж.-д. магистрали мирового знач. пересекающей мощную водную артерию с выходом последней к океану. В К стык Сиб. магистрали с Ал-тайск. ж. д. и через последнюю с Турксибом, связь с Кузбассом через вновь построенную (1932) линию на Ленинск; через К проходит линия трансазиатского воздушного сообщения. Основное знач. для К имеет жел. дорога. Если в 1913 общий грузооборот ст. составил 567,4 тыс. т, то уже в 1927/28 довоенная норма была превзойдена (582,7 тыс. т) и быстро растет с каждым годом. Первое место в современном станционном грузообороте занял каменный уголь (вместе с нефтепродуктами — 35,3%). Второе место принадлежит хлебу (28,0%), третье— лесным и строительным материалам (14,9). В Н. 2 пассажирск. вокзала (Н.-Сибирск 1 на магистрали и II на Алтайской линии); однопутный ж.-д. мост через Обь. В 1931 приступлено к постройке нового большого вокзала на ст. Н. I и построен второй ж.-д. мост через Обь (Кузбасской линии).

Водный транспорт в районе б. Н.-Николаевска развился также с чрезвычайной быстротой. К концу довоенного времени только Омская пристань превышала по размерам грузооборота Н.-Николаев-скую. В 1913 общий грузооборот исчислялся в 339 тыс. т (в т. ч. отправление 108,7 тыс. т и прибытие 230,7 тыс. т),—из общего грузооборота 270 тыс. т прошло на судах и 69 тыс. т на плотах. Восстановительный процесс протекал с большой замедленностью по сравнению с жел. дорогой. Темпы восстановительного процесса в области водных перевозок Н. района—1924—116,5 тыс. т, 1928—354,1 тыс. т. Из общего грузооборота 1929 — 368 тыс. т— 252 тыс. т прошло на судах и 116 тыс. т—на плотах. В довоенном водном грузообороте Н.-Ни-колаевска первое место принадлежало хлебным грузам; второе—лесоматериалам и дровам. За последнее время в составе водного грузооборота Н. произошли крупные изменения. Постройка Алтайской ж. д. оттянула с реки хлебные грузы Алтая, и теперь первое место в суммарном грузообороте (суда плюс сплав) заняли лесоматериалы (47,3) и дрова (25,6%). Наряду с грузооборотом растут и перевозки пассажиров. В 1928/29 через ст. Н. прошло 603 тыс. пассажиров, не считая транзитных. Через пристань в 1929 прошло пассажиров дальнего следования 75 тыс. чел. и пригородного сообщения 183 тысячи человек.

Гужевые тракты, ранее пересекавшие район Н.Николаевска, с проведением ж. д. постепенно потеряли свое значение. Так, проведение Алтайской ж. д. положило конец когда-то бойкому тракту Н.-Николаевск — Барнаул, и от него остался только головной участок Н.-Сиб.—Бердск, протяжением 35 км, с грузооборотом до 10 тыс. т в год. Пр. действующие поныне тракты—Новосибирск — Камень, Новосибирск — Шегарка, Новосибирск— Кузбасс.

Самый молодой вид транспорта Н.—воздушное сообщение: в 1930 установлено регулярное воздушное сообщение—Москва—Н.-Сиб.—Иркутск (почтовое и пассажирское). В том же году установлена воздушная линия Новосибирск — Кузбасс.

П р о м ы ш л е н н о с т ь. Пром. предприятия в довоенном Н.-Николаевске были слабо развиты. В 1913 в Н.-Николаевске считалось 21 пром. предприятие цензового типа с 1,1 тыс. рабочими и с общей стоимостью продукции в 8,3 млн. рублей. Три четверти стоимости всей пром. продукции и треть общего количества рабочих падали на мукомольную пром-сть, работавшую на вывоз. Остальные виды пром-сти были представлены небольшими предприятиями местного значения (2 виноку-ренно-водочных завода, 2 пивоваренных, 1 кожевенный, 3 кирпичных, 3 лесопильных, 2 металлообрабатывающих и 2 полиграфических предприятия). Годы империалистической войны заметного влияния на рост пром-сти Н.-Николаевска не оказали. За этот отрезок времени возникли: 2 новых кожевенных завода, мыловаренный завод «Закупсбыт» и мясохладобойня военного ведомства. После национализации в 1920 некоторые предприятия, были консервированы или совсем ликвидированы, как пришедшие в полную ветхость или экономически нерентабельные. За период 1920—27 в Н. организовалось 2 новых пром. предприятия—маслобойный завод и чулочно-пошивочная фабрика «Автомат» (оба в 1922), а главное, были вложены крупные средства в реконструкцию и расширение старых предприятий, вследствие чего некоторые из них превратились в совершенно новые, мало чем связанные, кроме места и имени, со своими предшественниками. В 1928— 31 построены—хлебозавод ЦРК, швейная фабрика, рас-кройно-посадочная фабрика, хромовый завод, начаты постройкой—льночесальная фабрика, завод сложных с.-х. машин (Сибкомбайнсельмаш), завод горного оборудования. В одно из крупнейших краевых пром. предприятий превратился мыловаренный завод, значит. развитие получили мастерские Сибдеткомиссии, фабрика спортивного об-ва «Динамо» и др.

На 1 января 1932 на территории Н. работает 77 цензовых пром. предприятий с 12,5 тыс. рабочих и валовой продукцией (1931) в 106 млн. рублей. По уд. в. на первом месте — пищевкусовая пром-сть (14 предприятий с 2,5 тыс. рабочих—35,2 млн. руб. продукции), затем: кожевенно-обувная (1,7 тыс. рабочих, 19,9 млн. руб. продукции), швейно-трикотаж-ная (1,4 тыс. рабочих, 17,3 млн. руб. продукции), жировая (0,5 тыс. рабочих, 14,2 млн. руб. продукции). Крупное развитие, в связи с ростом строительства в городе, получила за последние годы промышленность стройматериалов.

Т о р г о в л я. Довоенный Н.-Николаевск был в основном городом торговли. В 1913 в нем имелось 1.268 постоянных торг. заведений. В городе существовал ряд крупных частных фирм, гл. образом, по экспорту масла и продаже сельскохозяйственных машин.
Г о д ы В с е г о В т о м ч и с л е
госторговля коопторговля частная торговля
1927/28 1928/29 1929/30 1931 41,7 млн. 50,7 „ 57,4 „ 102,1 „ 14,7 млн.—35% 18.7 „ 37 „ 24,9 „ 43 „ 40.8 „ 40 „ 19.1 млн. 46,0% 24.2 „ 47,0 „ 29,0 „ 50,5 „ 59.3 „ 58,0 „ 7,9 млн. 19,0% 7,8 „ 15,5 „ 3,5 „ 6,2 „ 2,0 „ 2,0 „
Торгово-розничный оборот современного НовоСибирска за последние 4 года:

Торг. сеть (1931) состоит из 394 единиц, в т. ч. сеть закрытого распределения из 124 единиц (магазинов и ларьков), частная торговля исключительно ларькового типа.

З д р а в о о х р а н е н и е. 1931 — 5 городских больниц, больница Ин-та медкадров и РОКК, поликлиника и 3 районных амбулатории, 3 диспансера (венерологический, туберкулезный и наркологический), скорая и раз’ездная помощь, малярийная ст., дома матери и ребенка, 28 дет. яслей, 9 дет. консультаций, детская профилактическая амбулатория, детский санаторий; бактериологический ин-т, пастеровское отд., дезостанция; кабинет судебной экспертизы. П р о св е щ е н и е и н а у к а (1931). Постоянный гос. театр (опера, драма), театр юных зрителей (ТЮЗ), краевой показательный гос. цирк; клубы: им. Сталина, им. Дзержинского (Динамо), Транспортник, Интернациональный; библиотеки: центральная, детская, 7 районных, краевая научная. Дошкольные учреждения: 2 дет. дома, детская труд. колония, дет. приемник, 31 детский сад. Ликпункты окончило в 1930 — 28 тыс, чел., школы малограмотных — 25 тыс. человек. Школьная сеть (1931): 8 школ I ступ., 2 спец. школы (слепых и глухонемых), 3 школы переростков, 31 ФЗС, 9 ФЗУ, 10 техникумов (машиностроительный, физкультуры, педагогический, связи, строительный, химический, молочного хоз-ва и ветеринарии, землеустроительный—полеводства, медицинский); комбинат рабочего образования, с охватом 18 тыс. чел., 3 рабфака, 5 вузов (Плановый ин-т, Ин-т потребкооперации, дневной и вечерний комвуз им. Дзержинского, Ин-т с.-х. машиностроения при Сиб-комбайне). Первый Н.-Сиб. вуз (Ин-т народного хоз-ва) открыт в 1929; в 1931 он разделен на 2 отдельных ин-та; комвуз открыт в 1930 и ИСМ—в 1931.

К числу полит.-просвет. учреждений относятся: Музей соц. строительства Зап.-Сиб. края (существует с 1920), организуемый при Горсовете—Музей города Новосибирска (Коммунальный музей). Н. является значит. ц. научно-исследовательской работы, имея ряд научно-исследоват. ин-тов по линии пром-сти (угольной, теплотехнической, кожевенной, строительных сооружений, пром.-эконом. исследований и др.), сел. хоз-ва (организации и экономики сел. хоз-ва, молочного хоз-ва, защиты растений), здравоохранения (профес. заболеваний, охраны здоровья детей и подростков), просвещения (коммунистического воспитания) и опытные учреждения (зональная сел.-хоз. станция, охотпромысловая, свиноводства). Научно-общественные ассоциации: отделение ВАРНИТСО, отделения ОВМД, историко-мар-ксистов и мн. др.; Отд. Федерации сов. писателей, Научное Об-во врачей, Об-во художников, Об-во краеведения и др. В 1931 заложен Дом науки и культуры, к-рый будет крупнейшим в Сиб. и в СССР полит.-просвет. учреждением этого рода.

П а р т и й н а я о р г а н и з а ц и я. В январе 1932 в коллективах ВКП(б) состояло членов и кандидатов 10,5 тыс. чел., в ВЛКСМ—15,9 тыс.

П р о ф е с с и о н а л ь н ы е с о ю з ы. Общее число членов проф. союзов на 1 января 1932 64.494 человека.

П е р и о д и ч е с к а я п е ч а т ь в довоенном Н.-Николаевске начинается с 1905 (газ. «Народная Летопись»). В период 1907—16 возникали одна за другой либерально-буржуазные газ., часто менявшие свои названия. Годы 1917—19 дали большое количество периодической печати различной продолжительности существования и разных направлений. Помимо газ. появляются впервые в Н. журналы (кооперативные). В 1931 в Н. издавалось 40 журн. и газ. (на рус. языке и на языках сиб. национальностей). Из числа периодических изд.: газе-ты-краевые «Сов. Сибирь», «Сельская Правда», комсомольская «Большевистская Смена», гор. «Новосибирский Рабочий», военная — «Красноармейская Звезда»; журн.—литер.-худ. «Сибирские Огни», педагогический «Просвещение Сибири», полит.-экон.: «Социалистическое Хозяйство Западной Сибири», «Сельское Хозяйство УКК», «За Уголь Востока», «На Советском Посту», «Красная Сибирячка»; парт.: «На Ленинском Пути», «Партработник». Г о р о д с к о й б ю д ж е т. 1924/25— 1.568,3 тыс. руб., 1929/30— 6.577,8 тыс. руб., 1931— 16.898 тыс. руб. П л а н ир о в к а. Бурный рост города и грандиозные перспективы его дальнейшего развития вплотную поставили вопрос о перепланировке Новосибирска. Весь Н. предполагается распланировать в виде нескольких городов-спутников («сателитов»), группирующихся ок. основного ядра—современного правобережного Н.-Сибирска (город при Сибкомбайне на левом берегу, при ст. Н. — Инская, при заводе горного оборудования, в зоне расположения химической промышленности). Планировка левобережного Н. частично уже осуществляется (строительство социалистического городка при Сибкомбайне).

П е р с п е к т и в ы р а з в и т и я Н о в о с и-б и р с к а. Н. не только город чрезвычайно быстрого, интенсивного роста, но и гор. будущего, город с блестящими перспективами индустриального и культурного развития. Н. является «воротами в Кузбасс». Сейчас центр. пп. Кузбасса (Ленинск) находятся на расстоянии 400— 500 км от Н., с окончанием ж. д. Н.—Ленинск—расстояние это сократилось до 295 км, т.-е. 5—6 часов езды скорым поездом. Река Обь выводит Н. на большую морскую дорогу, т. к. от устья ее начинается Сев. Морской путь в Зап. Европу. Алтайская ж. д., головной участок Турксиба, связывает Н. с Средней Азией. По сооружении Южно-Сибирской магистрали в силу близости Новосибирска к Барнаулу и Кузнецку, через которые пройдет эта дорога, Новосибирск теснейшим образом свяжется с районом Магнитогорска и Азовско-Черноморскими портами.

И н д у с т р и а л ь н ы е п е р с п е к т и в ы г о р о д а Н о в о с и б и р с к а. В 1932—37 в Н. будет завершено строительство завода горного оборудования, завода комбайнов (15 тыс. рабочих), Судостроительной верфи (10 тысяч рабочих), Автосборочного завода (3,5 тысяч рабочих), завода перегонки углей в жидкое топливо, Лакокрасочного комбината, Инструментального завода, Хлопчатобумажного комбината, завода зубчатых колес, ремонтного завода, арматурного, вагоноремонтного, завод дорожных машин, завода двигателей внутрен. сгорания, трикотажного комбината, льно-прядильно-ткацкой фабрики, обувной фабрики, швейной фабрики № 2 и др. Наряду с строительством новых пром. предприятий в Н. будет производиться реконструкция старых существующих фабрик и заводов с вложением в реконструкцию—весьма крупных средств. В конечном итоге Н. должен стать индустриальным узлом Зап. Сиб., с наиб. в ее границах числом рабочих 157 тыс. чел. и ценностью продукции до 800 млн. рублей. Число населения индустриализированного Н. на—1938 намечено в 730 тыс. человек.

В условиях соц. строительства развитие индустриальное неразрывно связано с культурным: в ближайшие годы в Н. открываются втузы: строительный, педагогический, связи, кожевенный, текстильный, медицинский, энергетический, транспортный; увеличивается сеть существующих научно-исследовательских институтов. В части благоустройства города и его коммунального хоз-ва в перспективе уже в 1933 стоит строительство моста через Обь, трамвая и теплофикации города. н. Ю р ц о в с к и й.

Л и т.: „Бюллетени Новосибирского Окрстатотдела» №№ 1 — 8, Н.-Сиб., 1926—1929; справочник „Весь Ново-Николаевск» на 1924— 25 г., Н.-Николаевск, 1924; Виды города Ново-Николаев-ска. 1895— 1913, СПб., 1913; Финансовый отчет Ново-Николаевского Гор. Обществ. Управления, Н.-Николаевск, 1913; Новосибирск в кармане (справочник), Н.-Сиб., 1928; Петров, А. И. Статьи по вопросам жилищного хозяйства Н.-Сиб. и демография его, „Бюллетень Сиб-крайстатотдела», Н.-Сиб., 1927—29, и в сб. „Статистика Сибири», в. III, Н.-Сиб., 1930; Вегман, В. Д. 1905 г. в Ново-Николаевске, сб. „1905 год в Сибири», Н.-Сиб., 1925: „Профсоюзы Сибири в борьбе за власть советов», сб.,. Н.-Сиб., 1927; „Весь Ново-Сибирск» (справочник), Н.-Сиб., 1931; Наказ в действии (отчет Ново-Сибирского Горсовета за 1929/30), Н.-Сиб., 1930; Мишле и Дьяченко. Строим Сибкомбайн, Н.-Сиб., 1931; Абрамович. Сибирский завод горного оборудования, Н.-Сиб., 1931; его же. Звено электрокольца (левобережная теплоэлектроцентраль), Н.-Сиб., 1931; Первый Сибирский Научно-Исследовательский Комбинат, Н.-Сиб., 1931.