НОРИЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

—проек-тировалась еще в 1920—22 от Усть-Енисейского порта и от пристани Дудинка (см. Дудинка Большая) до м-ния каменного угля в Норильских горах, находящихся в 75 км к В. от Дудинки. Целью сооружения линии являлся подвоз угля для снабжения (на обратный рейс) судов Карской экспедиции (см.) морских и речных, что избавляло бы участвующие в экспедиции суда от существующей сейчас необходимости выходить в плавание с двойным запасом угля. Для второго пятилетия, при огромном развитии транспортных операций «Комсеверопути», потребность в угле для обратного рейса возрастет до 1,5 млн. т и, т. о., Н. ж. д. становится существенно необходимой, особенно в том случае, если вблизи нового порта на Енисее—Игарку (см.)—не будут найдены подходящие угли. Ввиду незаконченности вопроса о наиб. рациональной связи Норильских копей с Енисеем (Усть-Енисейский порт, Дудинка или порт Игарка) длина Н. ж. д. принимается пока в 175 км. Эта линия позволит в то же время использовать значит. и ценные рыбные богатства р. Пясины и оз. Пясино.