НИКОЛАЕВСК-НА-АМУРЕ

— город, адм. ц. ^колаевского района ДВ края. От Хабаровска 945 км, от Владивостока 1.574 км. Расположен в устье р. Амура, на лев. бер. (32 км от моря). Осн. в 1852, как торговая ст. Российско-Американской Компании. С 1856 обл. ц. Приморской области. С организацией порта во Владивостоке (1872—73) и переводом обл. ц. в Хабаровск (1880) знач. Н. стало падать. Развитие рыбопром-сти и пароходства по Амуру вновь подняло знач. Н.; население его с 5.684 чел. (1897) возросло до 12.204 чел. (1917). До рев. Н. был военной крепостью. Во время гражд. войны, в связи с выступлением японских войск (февраль 1920), находившихся в Н., последний был почти целиком уничтожен; крепость и портовое устройство разрушены (см. Николаевские события). После изгнания интервентов гор. начал восстанавливаться. По переписи 1926 имеется 1.254 жилых строения, в т. ч. 101 муниципализированных с 45 тыс. м2 жил. площади. Населения в 1926—7.356 чел. (4.074 м., 3.282 ж.), в 1930— 9.500 жителей. Летом, во время рыбной ловли, население Н. увеличивается. Н.—центр рыбопром. района и один из важных портов Д. Востока. Одновременно Н.—конечный п. Амурского речного пути (постоянные рейсы Сретенск—Благовещенск— Николаевск). От Н. рейсы мелких морских судов во Владивосток. Гл. предмет вывоза: рыба и лес. Порт имеет ряд неудобств; важнейший подход к Н.—юж. фарватер—мелок, что делает невозможным прямой заход в Н. полногрузных океанских судов; порт замерзает на 6/ месяцев. В окрестностях Н. известны значит. м-ния бурого железняка и каменного угля. Крупнейшие пром. предприятия Н. заводы: лесопильные 2, спиртоводочный 1, кирпичный 1, рыбоконсервный 1, электростанция, типография. Газ. «Красный Маяк». Радиостанций 2, почт.-тел. отделение. Телефонная связь с селениями: Маго, Озер-пах и Джаоре. Воздушное сообщение с Хабаровском. Кроме того, сообщение грунтовыми дорогами с рядом сел. Ближайшие перспективы: Н. имеет все данные для превращения в индустриальный центр. В нем намечено строительство заводов, связанных с рыбопром-стью, создается деревообделочный комбинат в составе заводов: лесопильного, ящичного, бондарно-клепочного и силовой станции. Все это, а также близость к территории Н. крупных м-ний ископаемых (золото, железо, уголь), могущих послужить базой к созданию металлообрабатывающей пром-сти, вместе с работами по дооборудованию порта — выдвинет Н. в число крупных индустриальных ц. ДВ края.