НАРОДНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ

в Сиб. возникают в 900-е гг. в связи с идейно-полит. движением в среде либеральной и «демократической» интеллигенции, делавшей попытки заняться просвет, деятельностью. Деятельность эта идет сначала по пути организации вечерних общеобразовательных курсов с программой четырех классов гимназии. В дальнейшем, в связи с сильным ростом экстер-ничества (подготовка за курс гимназии для получения права поступления в высшие учебные заведения), программа этих курсов во мн. местах развивается до полного курса ср. школы. Круг слушателей курсов отличается большим разнообразием и в отношении соц. состава, и по предварит. подготовке курсантов, и по их мотивам поступления (одни просто пополняют образование, др. имеют определенную цель—поступление в высш. школу). Такие общеобразовательные курсы открываются в Омске, Томске, Красноярске, Иркутске и др. городах. Учреждение в Москве Ун-та им. Шанявского с программой высшего учебного заведения, но без требования формального диплома ср. школы послужило толчком к зарождению идеи организации такого же типа Н. у. и в сиб. условиях. Либеральный капиталист Макушин (см.) строит в Томске сначала «Дом науки», как здание под будущий Н. у., а затем жертвует крупный капитал на организацию самого университета. Вопрос об открытии в Томске Н. у. попадает на разрешение попечителя округа и министерства. Не решаясь прямо отказать, бюрократические сферы затянули вопрос, и только в 1916 было получено разрешение. Но в это время «Дом науки» оказался занятым под войска, и открытие ун-та вновь было отложено.

В период 1917—20 в Омске, Иркутске, Бийске создаются вечерние общеобразовательные курсы с программой, отчасти выходящей за пределы ср. школы и с наименованием «народными университетами». Деятельность их, вследствие их кратковременности, не оставила заметных следов. Н. у. фактически были сколком с казенной дорев. школы и т. наз. «внешкольных» учреждений. Группировавшаяся вокруг Н. у. либеральная и «демократическая» интеллигенция и педагоги были под крепким надзором министерских чиновников. В годы сов. строительства Н. у. должны были уступить место соц.-четко направленным учреждениям рабочего образования и вместо них стали возникать рабочие университеты и рабфаки (см.).