НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

С о д е р ж ан и е:

I. Д о р е в о л ю ц и о н н ы й п е р и о д.

1) Массовая нач. школа.

2) Средняя и повышенная общеобразовательная школа.

3) Сословно-профессиональ-ное и специальное образование.

4) Управление системой народного образования.

II. С о в е т с к о е к у л ь т у р-н о е с т р о и т е л ь с т в о.

1) Общие условия развития Н. о. в Сибири.

2) Дошкольное воспитание.

3) Низшая и средняя общеобразовательная школы.

I. Дореволюционный период. Царская Россия по культурному уровню занимала одно из последних мест между др. капиталистическими странами. На фоне общего бескультурья страны наиб. отсталыми являлись ее окраины, в т. ч. и Сибирь. Сопоставление показателей грамотности по переписям 1897 и 1920 дает красноречивое свидетельство этого (см. таблицу на стр. 646).

Культурное развитие сознательно задерживалось под разными предлогами царским прави-
4) Массовая культ.-полит. работа с детьми и подростками.

5) Комсомол и пионеры в школе.

6) Социально-правовая охрана несовершеннолетних и борьба с беспризорностью.

7) Повышенное образование взрослых.

8) Массовая политико-про-свет. работа среди взрослого населения.

9) Подготовка кадров.

10) Просвещение национальных меньшинств.

11) Материальная база Н. о.

12) Итоги работы
Городское население Сельское население
Годы переписей в дорев. России в европ. части России в Сибири в дорев. России в европ. части России в Сибири
М. Ж. М. Ж. М. Ж. М. Ж. М. Ж. М. Ж.
1897 54,0 35,5 58,5 38,2 47,9 28,8 25,2 9,8 28,4 10,3 15,3 3,2
1920 65,2 52,7 67,6 55,4 61,1 46,5 39,9 18,3 39,2 20,1 26,4 9,1
тельством во всей стране, и особ. на окраинах. Кроме приведенных данных, об этом свидетельствуют исторические данные о развитии просвещения в Сибири.

1. М а с с о в а я н а ч а л ь н а я ш к о л а. Н. о. в Сиб. началась с возникновения духовных, церковных школ, имевших своим назначением гл. обр. подготовку служителей религиозного культа. Первая духовная школа в Сиб. была осн. в 1703—1704 при Тобольском архиерейском доме; впоследствии она была преобразована в духовную семинарию. Светская школа в Сиб. возникает в 20-х гг. XVIII в. в виде специальных школ (навигацких, геодезических, цифирных и т. д.). В Нерчинске, Барнауле и Змеиногорске в середине XVIII в. были открыты горнозаводские школы (см.). Все эти школы не привились в Сиб. и вскоре же закрылись. Возникновение начального народного обучения в Сиб. нужно отнести к началу XIX в., когда начали создаваться т. наз. приходские училища. К 1865 на территории Сиб. от Урала до Енисея насчитывалось 21 приходское училище с 1.164 учащимися. В 60-х гг. XIX в. стали возникать в Сиб. и сел. школы, имевшие целью подготовку грамотных людей для занятия писарских должностей в учреждениях министерства гос. имуществ. Небезынтересна история школьного дела в казачьих войсках Зап. Сибири. Еще в 1815 войсковой атаман Броневский издал приказ учредить школы во всех поселках, в каждой крепости. Разумеется, план этот не мог быть тогда осуществлен.

В связи с развитием капитализма в Сиб. начинают возникать начальные школы—одноклассные и двухклассные. Около того же времени возникают учительские семинарии в Омске, Иркутске и Красноярске. Школы различных ведомств (за исключением духовного вед-ва) переходят в ведение мин-ва народного просвещения; число их несколько увеличивается. Одновременно духовное вед-во начинает усиленно насаждать клерикальные школы элементарной грамотности (церковно-приходские), число к-рых с 229 в 1881 возрастает до 2.251 в 1896. Самодержавное правительство расчитывало при помощи этих школ формировать в молодом поколении «простонародия» религиозно-патриотическую идеологию. Конец XIX в. является периодом наиб. интенсивного их развития.

Развитие сети начального образования, по данным переписи 1911, за этот период по Сиб. представляется в следующем виде:
Т е р р и т о р и я Число начальных школ
в 1894 в 1911
Сибирь 2.12 5.197
Д. Восток 150 671
Вся империя 60.599 100.749
Сравнивая темпы роста школьной сети в Сиб. со всей империей необходимо учитывать, что в этот период шло бурное увеличение населения Сиб. за счет переселения.

Рост количества учащихся по Сиб. в начальных школах за период времени с 1894 по 1911 виден из след. данных: в 1894—63.749, .в 1911— 268.188, на Д. Востоке соответственно—4.303 и 36.100. Несмотря на рост школьной сети, степень обслуживания детского населения начальной школой в 1911 характеризуется так:
На 100 дет. об. пола в возрасте 7—14 лет учащихся На 100 жит. об. пола всего
учащихся
Зап. Сибирь
Акмолинская обл. Семипалатинская обл. Тобольская губ. Томская губ. 13.2 15,4 15,7 14.3 2,55 0,97 2,74 2,87
Вост. Сибирь 17,9 22,2 4,1 16,5
Енисейская губ Иркутская губ. Якутская обл. Забайкальская обл. 3,26 4,11 0,71 3,16
Дальний Восток
Амурская обл. Приморская обл. Камчатская обл. Сахалинская обл. 38,7 29,1 27,9 5,95 4,06 1,05 2,71

В годы империалистической и гражданской войн сеть школ и др. учреждений народного образования в Сиб. несколько понижается против 1911 года.

2. С р е д н я я и п о в ы ш е н н а я о б щ е-о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а. Первая попытка царского правительства к созданию ср. общеобразовательной школы относится к екатерининским временам, когда под влиянием идей французских энциклопедистов правительство начало заниматься вопросами просвещения детей привилегированных классов. Значит. позднее (в конце XVIII в.) потребность в грамотных людях для занятия мелких чиновничьих должностей в учреждениях вызвала необходимость создания для некрепостного, гл. обр., гор. мещанства, купечества и чиновничества общеобразовательной повышенной школы 2-х ступеней: малые народные училища и гл. народные училища. В Сиб. было открыто 3 гл. народных училища—в Тобольске, Колыва-ни и в Барнаульском заводе. В начале XIX в. было создано министерство народного просвещения и (появилось положение о гимназиях и об уездных и приходских училищах (1804). По уставу гимназии имели 4-годичный курс обучения, по позднейшему же уставу 1828 курс в них был увеличен до 7 лет. В 1864 наряду с классическими гимназиями, комплектовавшимися детьми дворян и чиновной аристократии, появились т. наз. реальные гимназии, переименованные в 1871 в реальные училища. Реальные училища предназначались гл. обр. для детей фабрикантов, купцов. Число учащихся в первых гимназиях было ничтожно: даже в 1855 общее количество учащихся в Тобольской, Томской и Иркутской гимназиях составляло всего лишь 482 человека. К 1906 в Сиб. было 7 гимназий и 8 реальных училищ с 5.369 учащимися.

В области женского ср. образования до 60-х гг. XIX в. учебных заведений в Сиб. не существовало, если не считать частных низших школ для девочек и 3—4 школ повышенного типа, учрежденных в 50-х гг. специально для девиц «благородного и духовного звания». С 60-х гг. в ряде сиб. городов начинают возникать женские училища 2-го разряда (в Иркутске, Енисейске, Тюмени, Ишиме, Ялуторовске, Тюкалинске, Каинске, Верхнеудинске, Чите и Нерчинске). В 1863 создаются женские училища 1-го разряда в Омске и Томске. В следующем десятилетии за женскими училищами 1-го разряда упрочивается наименование «женских гимназий», а за училищами 2-го разряда—«женских прогимназий». Женские гимназии имели более суженную программу по сравнению со ср. мужскими учебными заведениями, а потому и не были «полноправными» ср. учеб. заведениями. В 1917 в Сиб. числилось до 70 женских учебных заведений (гимназий и прогимназий, казенных и частных).

Промежуточное положение между низшей и ср. школой занимали уездные училища, преобразованные в 1874 в гор. училища, а в 1912 переименованные в высшие начальные училища. В 1883 гор. училищ в Сиб. было 36 с 1.719 учащимися. В 1907 их насчитывалось 50 с 7.381 учащимся, а на 1 января 1919 высших начальных училищ числилось 349 с 65.701 учащимся; большинство из них, особ. в селах, оборудованы были плохо.

3. С о с л о в н о — п р о ф е с с и о н а л ь н о е и с п е ц и а л ь н о е о б р а з о в а н и е. Профес. учебные заведения в царской России открывались правительством гл. обр. по настоянию купцов, заводчиков и фабрикантов, требовавших для своих предприятий служащих и специалистов. Ср. и высшие профес. учебные заведения комплектовались в основном детьми торговой и пром. буржуазии и служилой технической интеллигенции. В них вводилась высокая плата за обучение с тем, чтобы беднейшие классы не проникали в эти учебные заведения. Др. сословными учебными заведениями являлись кадетские корпуса (военные гимназии) в Омске и Хабаровске и юнкерское училище в Иркутске. В 1873 Иркутская реальная гимназия была преобразована в ср. техническое училище, а в 1882 было открыто механико-техническое училище в Омске. В 1902 было открыто техническое ж.-д. училище в Томске, несколько позднее в Омске, Красноярске и Хабаровске. В это же время появляются и первые коммерческие училища (Омск. Тюмень, Томск, Иркутск, Чита, Владивосток). Низшие коммерческие училища (торговые школы) были открыты после 1910 в Омске, Тобольске, Томске, Красноярске и Иркутске. Переселенческая организация Сиб. требовала открытия ср. землемерных училищ. С 1905 по 1915 было открыто 3 таких училища в Омске, Красноярске и Чите. Ср. педагогические учебные заведения в Сиб. возникли в 1873: были открыты учительские семинарии в Омске, Красноярске и Иркутске. Расширение сети педагогического образования произошло только в 1903, когда были открыты семинарии в с. Павловском (в 1912 переведена была в Ново-Николаевск) и Семипалатинске. Позднее были открыты учительские семинарии в Минусинске, Нижнеудинске, Чите и Ни-кольск-Уссурийске. Первый учительский ин-т для подготовки учителей городских, а впоследствии высших начальных училищ, был открыт в Томске в 1902; затем были открыты такие же институты в Иркутске (в 1909) и Омске (в 1912).

Высших учебных заведений в Сиб. до 80-х гг. не существовало. Вопрос об открытии ун-та в Сиб. поднимался под влиянием либеральных кругов сиб. буржуазии еще в середине прошлого столетия. Высшая чиновная знать также требовала для своих детей высшей школы, т. к. посылка их в ун-тские города Европейской России при отсутствии ж. д. была мало доступна. Вопрос об открытии ун-та был разрешен только в 1879. В 1888 был открыт в Томске ун-т в составе одного лишь медицинского факультета. Юридический фак-т был организован спустя 10 лет (1898). Вопрос об открытии недостающих фак-тов тянулся очень долго, встречая сопротивление в бюрократических органах министерства нар. просвещения, и лишь только после Февральской рев. в ноябре 1917 были открыты естественный и филологический факты. Начавшийся, после проведения ж. д., усиленный рост капитализма в Сиб. выдвинул вопрос об открытии в Сиб. технологического ин-та, к-рый возник в Томске же в 1900, в составе механического и химического отделений (позже—фак-тов), к ним были вскоре же добавлены: горный и инженерно-строительный. ДВ имел только одно высшее учебное заведение—Восточный ин-т (с 1899) во Владивостоке.

4. У п р а в л е н и е с и с т е м о й н а р о д-н о г о о б р а з о в а н и я. В XVIII в. Сиб., как и Россия, не имела спец. учреждений, ведавших школьно-образовательной работой. Школы были в ведении «Приказов общественного призрения». С учреждением мин-ва народного просвещения сиб. школы отошли в ведение «Округа Казанского Университета». В виду обширности Казанского окр. в 1821 при округе была создана должность «визита-тора сибирских училищ». Но с 1828 общее управление сиб. школами передано ген.-губернаторам Зап. и Вост. Сибири. При губ-ствах были учреждены должности «главных инспекторов» училищ. Позднее в Зап. Сиб. был образован учебный округ с попечителем во главе и окружными инспекторами в качестве его помощников. В Вост. Сиб. и на ДВ управление школами оставалось в ведении ген.-губерна-торов до самой Февральской революции. Управление школами всей губ. находилось в ведении директоров гимназий, а в уездах в ведении смотрителей уездных училищ. В связи с ростом начальных школ были учреждены для управления школами в начале XX в. должности «директоров» и «инспекторов народных училищ». В тех же целях (политического надзора за школой) впоследствии были созданы губ. и уездные училищные советы. Училищные советы конструировались из высших чиновников губ. и у. учреждений и духовных лиц под председательством губернатора (губ. советы) или крестьянского начальника (уездные советы). Управление церковно-приход-скими школами с 1884 было построено по типу управленческих органов мин-ва народного просвещения: в уездах—«уездные наблюдатели школ» и «уездные училищные советы», в губ.- «епархиальные наблюдатели» и «епархиальные училищные советы». Если Европ. Россия в деле развития и руководства Н. о. имела некоторую отдушину в лице сословных земств, к-рые пытались руководить школами через своих инструкторов вместе с инспекторами народных училищ, то в Сиб. даже и этого не было; управление делом Н. о. сверху донизу было бюрократическим. Лишь отдельные лица из среды купцов и чиновничества выступали иногда в качестве меценатов народного просвещения. Во второй половине XIX в. организуются: об-во попечения о народном образовании, об-во содействия физическому воспитанию и др. частно-просветительные общества. Деятелями этих об-в являются уже не отдельные меценаты, а группы мелко-буржуазной народнической интеллигенции. Деятельность этих об-в направляется, гл. обр., на открытие новых элементарных общеобразовательных школ (начальных и воскресных школ, библиотек и т. п.).

II. Советское культурное строительство.

Задачи сов. просвещения четко были сформулированы еще в 1919 в программе РКП(б): «В области народного просвещения РКП(б) ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества». «В период диктатуры пролетариата, т.-е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм».

1. О б щ и е у с л о в и я р а з в и т и я н ар о д н о г о о б р а з о в а н и я в С и б и р и. В конце 1919 колчаковская контр-рев. была разбита. 10 января 1920 постановлением Сибревкома был организован Сиб. Отдел народного образования. На местах при Ревкомах создавались губ. и уездные отделы народного образования. От колчаковщины сов. власть в области народного просвещения, как и в др. областях, получила разрушенную школу. Школьные здания в городах и селах за годы войны были приведены в негодность (занимались для военных целей и для размещения тифозных больных), учебные пособия расхищены. Сов. власти пришлось сразу же энергично взяться за восстановление школ. Первые годы сов. власти в Сиб. были отмечены бурным ростом просветительных учреждений всех видов (школ, клубов, изб-читален, ликпунктов, библиотек и др.). Голод в Поволжье сказался и на Сибири. Под влиянием трудностей, сеть школ Сиб. в 1921/22 несколько уменьшилась, хотя охват детей школой остался почти тот же. С 1923 вновь начинается рост просвещения в Сибири. В 1925 правительством было принято постановление о введении к 1933/34 всеобщего обязательного начального обучения. С 1926 Сиб. приступила к планомерному осуществлению этого мероприятия. Завершение восстановительного периода, переход к периоду реконструктивному со всей остротой выдвинул вопрос о культурной рев., о максимально высоких темпах культурного строительства и, вместе с тем, о коренной соц. реконструкции сист. и методов просветительной работы. Процесс соц. реконструкции создал реальную базу для осуществления принципов пролетарской педагогики, строительства политехнической школы и приспособления всего дела Н. о. к потребностям хоз.-политического развития страны. Намеченные и уже осуществляемые высокие темпы развития просветительной работы оказываются недостаточными и отстающими от темпов развития народного хоз-ва в целом. Сиб. в соответствии с директивами партии и правительства приступила к досрочному введению всеобщего обязательного начального обучения, поставила и постепенно разрешает задачу введения всеобщего обязательного 7-летнего образования детей; интенсивно развертывает работу по подготовке кадров для пром-сти и сел. хозяйства.

2. Д о ш к о л ь н о е в о с п и т а н и е. В дорев. России дошкольное воспитание, как мероприятие гос. масштаба, не существовало. Необходимость активного вовлечения женщин в общественнополезный труд поставила перед сов. властью вопрос о развитии сети дошкольных учреждений, для охвата детей дошкольного возраста. Рост и развитие детских садов и очагов в Сиб. начался сразу же после ликвидации колчаковщины. По Зап.-Сиб. краю в 1928/29 насчитывалось уже 57 дошкольных учреждений стационарного типа с 2.478 воспитанниками; в 1929/30 оно достигает 99 с 4.588 воспитанниками, а на 1 января 1932 количество детей в дет. садах достигало 32.412 чел., не считая детей дошкольного возраста, находившихся в яслях. Кроме стационарных дошкольных учреждений, на летний период ежегодно открываются дошкольные площадки. Ими охватывалось летом 1928—25.578, 1929— 45.269, 1930—93.329 и в 1931 — до 238.000 детей.

3. Н и з ш а я и с р е д н я я о б щ е о б р а з о-в а т е л ь н а я ш к о л ы. «Проведение всеобщего начального обучения и ликвидации неграмотности, по решению XVI с’езда партии, должны стать боевой задачей партии в ближайший период времени». В связи с постановлениями ЦК партии (25 июля 1930) и СНК СССР (14 августа 1930) о введении всеобщего начального образования на всей территории Союза с 1 октября 1930 план введения этого образования по Зап. Сиб. был пересмотрен в сторону приближения сроков его введения—в Зап.-Сиб. крае всеобщее нач. образование вводится с 1930/31 учеб. года за исключением отдельных районов; к ним отцесаны: Ойротская и Хакасская авт. области (срок 1931/32), Горно-Шорский, Александровский, Каргасокский, Колпашевский и Парабельс-кий районы (срок 1932/33).

Динамику роста начальных школ по Сиб. краю (без ДВК) с 1921/22 (до разделения его) дает следующая таблица:
Г о д ы Количество учреждений В н и х
учителей учащихся (в тыс.)
1921/22 3.915 7.639 227,7
1922/23 3.491 5.636 196,0
1923/24 4.138 6.691 271,6
1924/25 4.451 7.448 338,4
1925/26 5.121 8.663 382,5
1926/27 6.619 10.819 454,7
1927/28 7.439 12.597 504,8
1928/29 8.465 14.570 597,7
1929/30 9.265 16.976 702,4

В приведенные контингенты начальных школ не вошли учащиеся 1 концентра школ повышенного типа. Если включить этих учащихся в общий контингент начальных школ, то количество учащихся этих школ в 1929/30 достигало 777.000, а в 1930/31 только по одной Зап. Сиб.— 807.000. За три года (1926—1929) планового развертывания сети начального обучения количество учащихся увеличилось на 76,6%. В школах и группах для переростков в 1929/30 было 8.334 учащихся. В 1930 одновременно с постановкой вопроса о досрочном введении всеобщего начального обучения в Зап.-Сиб. крае был поставлен вопрос о поголовном обучении неграмотных и малограмотных переростков за курс начальной школы. В отличие от прежнего каждый окончивший начальную шкалу имеет право свободного перехода в след. высшую ступень. В 1930 в сист. повышенного образования была произведена реформа, по к-рой 9-летки, 10-летки и школы II ступ. были преобразованы в городе в фабрично-заводские 7-летки, а в деревне—в школы колхозной молодежи, при чем старшие концентры этих школ (8, 9 и 10 группы, а в школах II ступ. 4, 5 и 6 группы), имеющие проф. уклоны, были преобразованы в техникумы соответствующей специальности. Успехи нашего хоз. развития остро поставили вопрос о форсированной подготовке кадров для разнообразнейших отраслей нар. хоз-ва и культуры страны. Поэтому одновременно с вопросом о досрочном введении всеобщего начального обучения партия и правительство ставят вопрос о всеобщем 7-летнем обучении, как базе для подготовки кадров. Постепенное введение всеобщего 7-летнего образования в Зап.-Сиб. и Вост.-Сиб. краях начато с 1930/31 в пром. городах и рабочих поселках; всем окончившим начальную школу обеспечивается поступление в 5 группу семилетки.

Развитие повышенной школы в Сиб. после установления сов. власти представляется в след. виде. Первой задачей органов просвещения Сиб. края была реорганизация на основании «устава о единой трудовой школе» существовавших разнообразных типов повышен, школ в школы II ступени. В 1920/21 в Сиб. крае получили оформление 143 школы II ступ. с 13.815 учащимися. Все эти школы были расположены в городах и крупных населенных пунктах. В 1921/22 организуется 138 семилеток с 27.745 учащимися путем преобразования в них части школ II ступ., количество к-рых в этом году сократилось до 33, и открытия новых школ, гл. обр. в сел. местностях. В 1922/23 количество этих школ вырастает до 201, и появляется новый тип повышенной школы— 9-летки в количества 32 учреждений, количество школ II ступ. сокращается до 25. В 1923/24 в Сиб. зарождается новый тип повышенной школы—школы крестьянской молодежи (ШКМ), к-рые быстро начинают распростр. в сел. местностях, вытесняя др. типы школ, гл. обр. 7-летки. С ростом колхозного строительства ШКМ преобразуются в школы колхозной молодежи, в к-рые также реорганизуются все оставшиеся в деревне 7-летки. ШКМ, наряду с дачей общего политехнического образования колхозной молодежи, имеет целью подготовку из нее кадров массовых профессий для колхозов (бригадиров, рулевых, трактористов, счетоводов и т. д.).

Динамика роста школ повышенного образования в Сиб. крае с момента установления сов. власти до разделения его на два самостоятельных края характеризуется такими данными:
Школы
Школы 7- Школы 9- Школы II крестьянской В с
Годы летки летки ступени (колхозной) е г о
молодежи
Учреж- Уча- Учреж- Уча- Учреж- Уча- Учреж- Уча- Учреж- Уча-
дений щихся дений щихся дений щихся дений щихся дений щихся
1920/21 143 13.815 143 13.815
1921/22 138 27.745 — — 33 4.524 — — 171 32.269
1922/23 201 42.557 32 9.757 25 3.499 — — 258 55.813
1923/24 194 49.759 59 22.612 52 5.200 — — 305 77.571
1924/25 169 52.039 29 16.220 40 9.375 27 1.889 265 79.523
1925/26 160 61.967 30 18.012 44 11.820 39 2.321 273 94.120
1926/27 244 84.735 35 19.173 42 12.096 55 3.853 376 119.857
1927/28 260 90.908 47 28.682 51 15.770 74 6.340 432 141.700
1928/29 247 87.833 56 33.549 53 20.865 123 12.007 479 154.254
По этим данным наиб. интенсивный рост мы наблюдаем в сети школ колхозной молодежи, на развитие к-рой обращалось особое внимание ввиду большой диспропорции в обслуживании повышенной школой между городом и деревней.

Количество учащихся на II и III концентрах (II ступень) по Сиб. краю с 1927/28 (исходный год 5-летки) выражалось в след. цифрах:
Г о д ы Школы 7-летки Школы 9-летки Школы II ступени Школы колхозной молодежи Итого
1927/28 1928/29 1929/30 35.149 37.329 34.249 14.710 19.334 22.511 15.770 20.865 23.668 6.025 11.185 17.259 71.654 88.713 97.687
По Зап.-Сиб. краю количество учащихся в повышенной школе достигло:
Т и п ы ш к о л ы 1928/29 1929/30 1930/31
ШКМ и 7-летки (сел. местности) ФЗС и коммунальные 7-летки 15.841 35.1241 20.844 41.897 64.840 62.735
В с е г о 50.965 62.741 127.575

Как видно из приведенных выше цифр, контингент учащихся в повышенных школах Западно-Сибирского края (ШКМ, ФЗС и коммунальные семилетки) за два последних года увеличился в 2,5 раза.

Данные 1926/27 о социальной передвижке в начальной школе показывают след.: в отношении гор. школ дети рабочих в первых группах школ имели 41,0% школьных мест, во вторых группах их уд. в. был уже 36,6%, в третьих 33,7% и в четвертых 24,2%. В то же время дети служащих в первых группах имели 19,8%, во вторых 19,4%, в третьих 24,5% и в четвертых 25,3%. Процент детей торговцев и владельцев пром. предприятий в первых группах был 3,6, а к четвертому году обучения поднимался до 5,0%, количество прочих с 1-го до 4-го года обучения поднималось с 9,1 до 17,2%. Часть детей рабочих по мере прохождения курса отсеивалась, отчего и уменьшался уд. в. этой социальной группы учащихся в старших группах как начальной, так и повышенной школ. Рядом мероприятий экономического порядка и массовой работой среди родителей учащихся это ненормальное положение изживается. Специально создаваемыми фондами уже в 1930/31 обеспечивалось по Западно-Сибирскому краю до 20% всех учащихся начальной школы при среднем размере пособия в 20 рублей в год на учащегося. По повышенным школам % обеспечиваемых учащихся по Западно-Сибирскому краю достигает 25, с размером стипендии от 50 до 120 рублей в год.

На фронте Н. о., как и на фронте хоз. строительства классовый враг не может равнодушно следить за нашими успехами: он всеми возможными мерами «Стремится дезорганизовать работу по просвещению, борется сам и агитирует против всеобуча, используя с этой же целью некоторых шатающихся идеологически просвещенцев и через них протаскивая в школу кулацкую идеологию. Отмечены случаи, когда в школу просачивается классовая борьба и через ребят. Все эти явления выдвигают, наряду с беспощадной борьбой с классовым врагом административно-карательными мерами, необходимость усиления работы по коммунистическому воспитанию учащихся в стенах школы и вне их путем развертывания (массовой культурно-политической работы среди детей с помощью пионерских и комсомольских организаций.

Согласно программе нашей партии, школа должна давать политехническое воспитание до 17-летнего возраста. Однако политехнизация школы в первые годы строительства единой трудовой школы проходила крайне еще недостаточно. Соц. реконструкция народного хоз-ва решительно поставила вопрос о политехнизации школы. Наряду с вооружением учащихся вполне достаточным об’емом наук, необходимым для поступления в техникумы и вузы, общеобразовательная школа должна знакомить учащихся с гл. видами производства, увязывать теорию с практикой на такой основе, чтобы производительный труд был (подчинен учебно-воспитательным целям школы. Наиб. широко к практическому проведению политехнизации школ в Зап.-Сиб. крае приступлено после Всероссийского (1931) и Краевого (1930) политехнических с’ездов, на к-рых к строительству политехнической школы (на основе договора) были привлечены (важнейшие хозяйственные и общественные организации. За 1930/31 почти все повышенные школы и до 40% массовых были прикреплены к предприятиям; значит. выросли мастерские при школах: в ФЗУ и ШКМ в среднем до 80%, в массовой начальной школе до 14%. В процессе работы по политехнизации были допущены правые и «левые» уклоны от генеральной линии партии. Правый уклон в педагогике выразился в том, что последователи его тянули школу назад к старой словесной начетнической учебе. «Леваки», проповедывающие теорию «отмирания школы», стремились к полному слиянию школы с производством, к превращению ее в цех производства, к постановке школы на службу промфинплану, к игнорированию основ наук и теории вообще, к снижению роли учителя до консультанта и т. п. В школах Зап.-Сиб. края в этот период широко было рас-простр. методическое прожектерство (метод проектов), вытекающее из теории «отмирания школы». Решения ЦК о начальной и ср. школе дали развернутую программу строительства подлинно трудовой политехнической школы. Школы перешли на твердые учебные планы и программы, ввели расписания, новые активные методы работы, содействующие развитию инициативных и деятельных участников соц. строительства, широко развернули организацию мастерских в сочетании с прикреплением к производству, стали проводить общественно-полезный и производительный труд на основе подчинения его учебно-воспитательным целям.

4. М а с с о в а я к у л ь т у р н о — п о л и т и ч ес к а я р а б о т а с д е т ь м и и п о д р о с т-к а м и. Несмотря на то, что роль школы в деле коммунистического воспитания молодого поколения неизмеримо возрастает, оно не может быть ограничено рамками только школы. Необходима, с помощью детских коммунистических организаций, широкая организация внешкольных детских учреждений (театров, кино, экскурсионных баз, парков, площадок и т. д.). Сеть внешкольных учреждений для детей в Зап.-Сиб. крае развернута еще недостаточно. В 1931/32 учеб. году в этом крае имелось:
Т и п ы у ч р е ж д е н и й Количество учреждений Работников в них
Детские технические ст. 43 90
„ с.-х. ст. 83 175
„ клубы 13 13
Дома дет. ком. движения 3 6
Детские экскурс. базы 4 8
Театр юных зрителей 1 36
Детские кино-театры 7 14
Детские кино-кабинеты 1 3
И т о г о 155 345

5. К о м с о м о л и п и о н е р ы в ш к о л е. Первыми помощниками органов ОНО в Строительстве политехнической школы и руководителями детских масс являются комсомол и пионеры. Пионерское и комсомольское движение среди учащихся выросло: число пионеров в начальных школах с 14% 1926/27 поднялось до 22,6% в 1929/30, в 7-летках с 21% в 1926/27 до 23,9% в 1929/30. Членов и кандидатов ВЛКСМ в 1926/27 в школах 7-летках 4,4% учащихся, а в 1929/30 — 9,8%. Основное внимание пионерских и комсомольских организаций в школах в данный момент направлено на скорейшую ликвидацию «коренного недостатка» школы, на борьбу за строительство политехнической школы, правильное развертывание коммунистического воспитания среди детей, организацию их досуга, физического воспитания, вовлечения детей в соц. строительство на основе подчинения общественно-полезной работы учебно-воспитательным целям школы.

6. С о ц и а л ь н о — п р а в о в а я о х р а н а н ес о в е р ш е н н о л е т н и х и б о р ь б а с б е сп р и з о р н о с т ь ю. Борьбы с беспризорностью, как массового гос. мероприятия, в дорев. России не существовало. Отсюда беспризорные дети и сироты, гл. обр. дети гор. бедноты, в большей своей массе предоставленные самим себе, или погибали, или вырастали в среде деклассированного преступного элемента. После Октябрьской рев. борьба с беспризорностью стала массовым гос. мероприятием сов. власти. Общее количество детей, находящихся в детских домах Сиб., к 1921 составляло свыше 40 тыс. человек. По мере восстановления народного хоз-ва в стране и улучшения материального благосостояния трудящихся, количество детей в детдомах стало уменьшаться. Но все же до 1924/25 оставалось ок. 15 тыс. детей. В результате ряда мероприятий (патронирование, усыновление) в 1927/28 в детдомах Сиб. осталось всего лишь 7.633 человек. С этого года, согласно постановлению ВЦИК РСФСР, устанавливается стабильность количества детей в детдомах для нормальных детей и начинается постепенный рост количества детей в спец. детдомах для слепых, глухонемых, умственно-отсталых и трудновоспитуемых.

Сеть учреждений социально-правовой охраны по Зап.-Сиб. краю на 1 января 1932: детдомов для дошкольного возраста — 15, школьного — 41, смешанного (дошкольн. и школьн.) — 3, школьн. и подростков— 1, для детей трудно-воспит. от 8 до 13 лет — 2, трудовая коммуна и Г о д ы Библиотеки Клубы Избы-читальни Театры Театры- передвижки Стационарн. кино-театры и кино-установки Кинопередвижки Дома сов. культуры
1930/31 776 140 1.515 12 2 357 513 _
1931/32 587 674 1.924 16 7 396 942 22

П р и м е ч а н и е: В графу включено около 250 сел. библиотек при избах-читальнях, которые впоследствии были заменены библиотеками-передвижками.

детская коммуна для трудно-воспитуемых—9, школы интернаты для умственно-отсталых—3, для слепых—3, для глухонемых—6, для детей-калек—1, при-емники-распределители—13, лечебно-педагогические учреждения для трахоматозных—9, для трахомно-венерических— 1. Всего учреждений 107, в них воспитанников — 6.783 человека.

Наиб. радикальной, проводимой сейчас, мерой к улучшению состояния детских домов является их реорганизация—органическое слияние детдомов со школами (ФЗС в городе и ШКМ в деревне) при едином руководстве и педагогическом совете. Дальнейшая задача в области борьбы с беспризорностью заключается в развертывании профилактических мероприятий, чему в (значит. степени будут содействовать намечаемые мероприятия по внешкольной работе с детьми и подростками, а также расширившаяся материальная помощь детям бедноты в школах.

7. П о в ы ш е н н о е о б р а з о в а н и е в з р о сл ы х. По установлении сов. власти в Сиб. наряду с учреждениями по ликвидации неграмотности (см.) стали возникать школы взрослых повышенного типа. Впоследствии были организованы рабочие ун-ты (Омск, Иркутск, Анжеро-Судженка, Красноярск, Черемхово). Социалистическая реконструкция пром-сти и коллективизация сел. хоз-ва остро поставили вопрос о подготовке кадров. Поэтому учреждения повышенного образования были реорганизованы в комбинаты рабочего и колхозного образования, в к-рых рабочие и колхозники, вместе с общеобразовательными и общетехническ. знаниями, получают определенную квалификацию или повышают свою квалификацию вообще. На 1 января 1930, по данным гос. статистики, в Зап.-Сиб. крае имелось: 11 комбинатов рабочего образования с 8.349 обучающимися, 10 комбинатов колхозного образования с 733 обучающимися. С 1930 комбинаты рабочего и колхозного образования включены в сист. мероприятий по подготовке кадров соответствующих отраслей народного хоз-ва: будут выполнять задачу подготовки и переподготовки массовых кадров для пром-сти и соц. сел. хоз-ва, а также готовить специалистов из рабочих и колхозников без отрыва их от производства.

8. М а с с о в а я п о л и т и к о — п р о с в е т и т е л ь-н а я р а б о т а с р е д и в з р о с л о г о н а с ел е н и я. Основными полит-проствет. учреждениями, вызванными к жизни Октябрьской рев., являются избы-читальни, клубы, библиотеки, кино, театр (см.).

С развитием колхозного движения, наряду с гос. сетью полит.-просвет. учреждений, развертывается сеть этих же учреждений (изб-читален красных уголков и библиотек), содержащихся за счет колхозов и др. сел. организаций. По

Ученики „Школы 1 мая» в Н.-Сибирске за работой в столярной мастерской

Здание Механического Института в Томске (б. Технологический Институт)

Новое здание школы-семилетки в г. Анжеро-Судженке

Группа студентов хакасов

данным на 1 ноября 1931, в 93 районах Зап.-Сиб. края за счет общественности (гл. обр., за счет колхозов) было развернуто 189 изб-читален. Если в

1930 на каждые 100 колхозов приходилось всего лишь 13 массовых учреждений политпросвета, то в

1931 их уже насчитывалось 58. Массовая культурно-политическая работа со взрослыми в Кузбассе имеет большие трудности. В условиях гигантского роста рабочего населения Кузбасса та сеть учреждений политпросвета, к-рая выросла за эти годы, крайне недостаточна. Так, в 1931 в Кемерово на 80 тыс. населения имелось только 5 клубов вместимостью от 200 до 800 чел. каждый; в Прокопьевске на 70 тыс. населения—2 клуба той же емкости; Куз-нецкстрой имел 2 клуба, вместимостью 400 и 900 человек. В др. городах и рабочих поселках Кузбасса клубные помещения еще хуже, если не считать «Дом шахтера» в Анжерке, являющийся хорошим типовым клубным зданием, и Дворца Труда в Кемерово. Все эти трудности создались по причине отставания темпов клубного и театрального строительства, от темпов пром. строительства. В области дальнейшего развития сети учреждений политпросвета в Зап.-Сиб. крае намечается: сеть изб-читален довести до количества сел. советов, на базе районных изб-читален, в каждом районе создать дома соц. культуры. Эти учреждения должны явиться центром всех видов массовой культурно-политической работы среди колхозников; развитие сети рабочих клубов по городам и рабочим поселкам Урало -Кузбасского комбината предлагается довести к 1938 до размеров одновременного обслуживания этими учреждениями 25% рбч. населения. Книжные фонды в библиотеках в районах Урало-Кузнецкого комбината намечается увеличить с таким расчетом, чтобы к концу второй пятилетки имелось не менее 5 книг на одного жителя.

9. П о д г о т о в к а к а д р о в работников народного хоз-ва и культурного строительства через сеть учебных, курсовых и др. учреждений Н. о. поставлена, как важнейшая проблема соц. строительства, с начала реконструктивного периода. Дореволюционная Сиб. ие испытывала особой остроты в снабжении квалифицированными кадрами тогдашней пром-сти, сел. хоз-ва и просвещенческих учреждений, что об’ясняется тем, что уровень дорев. хоз-ва и культуры был очень низок; кроме того, царское правительство не стремилось и к минимальному для того времени развитию хоз-ва и культуры Сиб., как колониальной окраины. С установлением сов. власти в Сиб. — начинается бурный рост культурно-просветительных учреждений и восстановление разрушенного в годы империалистической и гражданской войн народного хоз-ва Сибири. Неизмеримо возрастает потребность в квалифицированных кадрах, особ. в кадрах просвещенцев. С переходом к осуществлению плана величайших работ реконструкции народного хоз-ва и культурной рев. в условиях обострения классовой борьбы, перед сов. властью встал вопрос об ускорении темпов формирования новых кадров из людей рабочего класса. Еще в 1929 ноябрьский пленум ЦК ВКП(б), чтобы усилить подготовку необходимых народному хоз-ву кадров, вынес решение о реорганизации сист. высшего и ср. проф.-технического образования. Согласно этому решению все вузы и техникумы реорганизованы по отраслевому признаку и переданы из ведения Наркомпроса в ведение соответствующих хоз. организаций. За Наркомпросом и его краевыми органами в отношении этих учебных заведений оставлено было лишь единое программно-методическое руководство. Реорганизация сист. высшего и ср. проф.-технического образования приблизила учреждения по подготовке кадров к производству. Введение непрерывной производственной практики для студентов в период прохождения курса даст возможность подготовить специалистов, легко ориентирующихся на производстве и могущих с успехом применять в практической работе теоретические знания, приобретенные в учебном заведении.

В дорев. Сиб. сеть вузов была незначительна. В 1920/21 в Сиб. уже имелось: 2 ун-та (Томск, Иркутск), Ин-т сел. хоз-ва и лесоводства (Омск), 2 индустриальных вуза (Томск, Омск), медицинский и ветеринарный ин-ты (в Омске) и 2 ин-та народного образования (Омск, Иркутск), всего 9 высших учебных заведений с 9.769 студентами, причем часть из них возникла в 1920. В 1923 сеть вузов несколько сократилась: были закрыты вновь возникшие в 1920 ин-ты народного образования и индустриальный ин-т в Омске. Количество студентов в оставшихся вузах в 1924/25 равнялось 6.946 человек. Эта сеть вузов продолжала оставаться стабильной до 1928/ 29, в течение к-рого был открыт Ин-т Народного Хоз-ва в Н.-Сибирске. С 1929/30 сеть вузов и втузов стала быстро расти. В 1931/32 только по Зап.-Сиб. краю она достигла свыше 20 учебных заведений с общим количеством студентов ок. 10 тысяч. Высшие учеб, заведения по Зап.-Сиб. краю существуют: в Томске, Омске, Н.-Сиб., Сталинске. В Томске: строительный, горно-угольный, механико-машиностроительный, химико-технологический, геолого-разведочный, транспортный (ж.-д. и водного), коммунального хоз-ва, мукомольно-элеваторный, медицинский и педагогический (с вечерним) ин-ты, гос. ун-т и Промакадемия (см. Томские высшие учебные заведения). В Омске; ин-т зерновых культур, ин-т молочного хоз-ва, ин-т зооветеринарный, ин-т организации территории, ин-т автодорожный, ин-т инженеров транспорта (вечерн.), ин-т медицинский и коммунистический ун-т (см. Омские высшие учебные заведения). В Н.-Сибирске: ин-т сел.-хоз. машиностроения, ин-т плановый, ин-т потребительской кооперации и Коммунистический ун-т (см. Н.-Си-бирские высшие учебные заведения). В Сталинске—ин-т черных металлов.

По ср. проф.-техническому образованию в Сиб. крае имелось: в 1920/21 40 техникумов с 4.616 учащимися; в 1930/31 только по одному Зап.-Сиб. краю их было 89 с 21.731 учащимися; в 1931/32 96 с 25.876 учащимися. Количество учащихся, приемы и выпуски по отраслям народного хозяйства распределялись в 1929/30 следующим образом:
Отрасли народного хозяйства Общее количество учащ. в 1929/30 Выпуск 1928/29 Прием 1929/30
Промышленность 1.660 116 1.032
Сел. хоз-во 2.395 220 1.058
Строительство 1.019 99 515
Транспорт и связь 540 83 297
Кооперация и госторговля 978 87 541
Народное просвещение 3.444 382 1.572
Народное здравоохранение 1.249 306 447
В с е г о 11.285 1.293 5.462
Выпуски в 1928/29 и приемы учащихся 1929/ 30 красноречиво говорят о темпах развертывания работы по подготовке кадров специалистов ср. квалификации. В 1931 сеть техникумов по одному Зап.-Сиб. краю достигла 89 учреждений (в т. ч. 9 вечерних), с 21.731 учащимся. Техникумы дадут свою значит. продукцию через 2— 3 года. В 1930 потребность в кадрах специалистов покрывалась продукцией вузов и техникумов от 21% (здравоохранение) и 29% (народное образование) до 50% (пром-сть) и 56% (сельское хозяйство). Большой дефицит в кадрах специалистов частично покрывается переброской работников из европ. части Союза, курсовыми мероприятиями, продвижением и совместительствами работников.

В связи с введением (всеобщего начального обучения, началом реализации плана всеобщего 7-летнего обучения и окончательной ликвидацией неграмотности и малограмотности, вопрос о пед. кадрах в Зап.-Сиб. крае является одним из самых узких мест в деле народного просвещения. Если по плану на 1931 требовалось 17.524 работника просвещения, то на 1932 потребность по всем категориям работников просвещения возрастает до 53.432 человек. Основными каналами, через к-рые должно итти воспроизводство квалифицированных педагогов, являются педагогические вузы и педагогические техникумы.

В сист. подготовки квалифицированных рабочих до 1928/29 существовало 3 основных типа стационарных учреждений: школы фабрично-заводского ученичества, профшколы и учебно-производственные мастерские; к нестационарным учреждениям относились разного рода проф.-технические курсы. После реорганизации системы профессионального технического образования основными учреждениями по подготовке квалифицированных рабочих стали два типа школ: ФЗУ и школы ученичества массовых профессий (ШУМП); кроме того, существуют школы типа ФЗУ, обслуживающие другие виды народного хоз-ва—это сельхозучи в совхозах, строй-учи—при крупных строительствах, конторгучи—при советских учреждениях и торговых предприятиях.

Количество низших проф.-технических учебных учреждений в период с 1921 по 1929/30 выражалось по Сиб. краю (до его разделения) в следующих цифрах:
Учебно-
Г о д ы Профшколы и школы ФЗУ производствен- Проф. -ческие курсы
ные мастерские
Учреж- Контин- Учреж- Контин- Учреж- Контин-
дений гент дений гент дений гент
1920/21 66 3.670 3 33 97 4.965
1921/22 38 3.217 — — 31 1.184
1922/23 40 1.929 1 20 23 1.215
1923/24 58 5.518 1 24 64 3559
1924/25 71 6.299 3 16 50 2.543
1925/26 53 4.060 1 47 53 2.960
1926/27 54 4.405 7 237 64 4.646
1927/28 53 4.171 8 556 108 5.262
1928/29 53 4.781 13 988 111 5.305
1929/30 65 6.812 9 704 192 10.076

Приведенные цифры говорят о неустойчивости сети учреждений низшего проф.-технического образования в восстановительный период; только с переходом к реконструктивному периоду наступает момент интенсивного развертывания.

Сеть учреждений по подготовке кадров квалифицированных рабочих только по одному Зап.-Сиб. краю достигла следующих размеров:
Контин-
Т и п ы у ч р е ж д е н и й Учреж- гент
дении обучающихся
Н а 1 я н в а р я 1 9 3 1 Школы ФЗУ, ШУМП, школы типа ФЗУ и проф.-технические школы Профтехнические курсы 105 393 19.498 27.000
Н а 1 я н в а р я 1 9 3 2 Школы ФЗУ, ШУМП, школы типа ФЗУ и проф.-технические школы 143 43.311

Секторы заочного обучения функционировали на

I января 1932 не только при высших учеб. заведениях, но и при значит. количестве техникумов. Сектора имелись: при Сиб. ин-те потребительской кооперации, Томском горном ин-те, Омском вечернем инте ж.-д. транспорта, Омском ин-те молочного хоз-ва, Омском ин-те зерновых культур, Томском педагогическом ин-те, Омском зоотех.-ветеринарном ин-те, Омском институте организации территории с числом учащихся в 4.218 человек. При практическом ин-те колхозного строительства обучалось 717 человек. При 9 сел.-хоз. техникумах заочное обучение велось по разным «Специальностям сел. хозяйства. В этих секторах обучалось 3.475 чел., из них 676 получали ср. квалификацию, остальные—низшую. Почти при всех пед. техникумах велось заочное обучение, к-рым было охвачено 5.322 человека. Сектора этих учеб. заведений давали низшее образование. При Омском водном техникуме получали заочное образование 490 чел., из них 68—высшую квалификацию. При Зап.-Сиб. комвузе заочный сектор охватывал 1.745 человек. Всего по заочным секторам края обучалось на 1 января 1932 ок. 20 тыс. человек. Помимо стационарных профтехнических учебных заведений подготовка кадров два—три года тому назад начала развиваться путем заочного обучения. В 1930/31 в Зап.-Сиб. крае функционировало 7 учреждений заочного обучения; шесть из них находилось в Н.-Сиб. и одно в Омске. В сист. органов Н. о. по Зап.-Сиб. краю находилось пять учреждений заочного обучения: школа (для малограмотных с 286 учащимися, школа I ступ. с 1.150 учащимися, школа

II ступ. с 732 учащимися, курсы иностранных языков для партактива, инженеров и техников с 113 учащимися и агрономические курсы для членов коммун, колхозов и крестьян, с 64 учащимися. Кроме этого, заочным педагогическим образованием было охвачено до 6.000 человек. В ведении Зап.-Сиб. Край-потребсоюза существуют заочные курсы по подготовке работников кооперации.

Подготовка партийных и сов. руководящих кадров осуществляется в Зап.-Сиб. крае через комву-зы (дневные и вечерние) и совпартшколы. Сеть этих учреждений в 1931 следующая:
Наименование учреждений Количество учреждений Контингент
Комвузы дневные 2 1.740
„ вечерние 1 315
Совпартшколы 6 1.629

В 1932 в Н.-Сиб. открыт ин-т марксизма-ленинизма. В этом же году комвузы реорганизованы в высшие с.-х. школы.

По вопросу о составе обучающихся в проф.-тех-нических учебных заведениях в Сиб. статистические данные дают следующее (социальный состав студентов вузов в процентах):
Г о д ы Р а б о ч и е К р е с т ь я н е Служащие Дети специалистов Прочих трудящихся Прочих
Всего В т. ч. с.-х. раб. и батр. Колхозники Неколхозники В т. ч. бедняки
1929/30 30,3 1,5 0,9 19,0 6,9 46,5 — 2,9 0,4
1930/31 46,4 3,1 5,2 13,6 2,6 30,2 0,4 4,2 —
1931/32 55,7 2,5 4,9 8,9 5,5 28,3 — 2,2 —
Дети специалистов входят в данные 8 графы. В 9 графу включены 0,2% детей мелкой буржуазии (домовладельцев) и 0,2% детей зажиточных крестьян.
Г о д ы Р а б о ч и е К р е с т ь я н е Служащие Прочие
Всего В т. ч. с.-хоз. раб. и батраки Колхозники Неколхозники (середняки и бедняки) В т. ч. бедняки
1926/27 1928/29 1929/30 1933/31 1931/32 25,2 33.1 40,5 48.2 43.3 1,6 2.7 3.8 4,6 3.9 22 26 4,7 13,1 22,5 ,8 ,6 22,2 15,5 13,2 10,3 7,9 45,9 40 27,0 19,7 17,5 6,1 ,3 5,6 3,5 3,5
общего контингента обучающихся составляют рабочие, колхозники и крестьяне-бедняки, а в техникумах эти соц. группы составляли в 1929/30— 72,4%. Т. о., соц. состав учащихся вузов и техникумов из года в год улучшается. В деле орабочива-ния состава учащихся вузов и техникумов гл. роль в предшествующие годы играли рабочие факультеты. Но и в наст. время роль их громадна, т. к. рабфаки дают для этих учебных заведений наиб. классово выдержанный контингент (см. Рабочие факультеты).

10. П р о с в е щ е н и е н а ц и о н а л ь н ы х м е н ь ш и н с т в. Зап.-Сиб. край населяют 40 национальностей. Национальные меньшинства составляют 23,5% к общему числу жителей края. Среди 20 народностей культурно-просветительная работа ведется на родном языке. Среди национальных меньшинств есть довольно высоко стоящие по культурному уровню (немцы, эсты, латыши, поляки), но есть национальности культурно отсталые-вследствие политики угнетения царского правительства (казаки, алтайцы, хакасы, шорцы, кумандинцы, телеуты и т. д.). Трудность планирования и руководства культурно-просветителыной работой заключается в том, что национальные меньшинства вкраплены в рус. население; б. или м. компактная масса нацменьшинств об’единена по Зап.-Сиб. краю в двух авт. обл. (Ойротия и Хакасия) и в 4 районах: Горно-Шорском (шорцы), Немецком (немцы), Полтавском (украинцы), Славгородском (украинцы, казаки, немцы).

Дошкольное воспитание среди нацменьшинств до недавнего времени находилось в зачаточном состоянии; но уже в 1931 дошкольным воспитанием охватывается 42 тыс. детей нацменьшинств, что составит ок. 22,5%, при чем в рабочих районах дошкольники охватываются на 100%, а в колхозах на 60%.

Всеобщее начальное обучение среди нацмен вводится в общеустановленные сроки, за исключением 3 районов Хакасской обл. и 7 аймаков Ойротской обл., а также Горной Шории и На-рымского края. В 1931 начальным обучением охватывается 141,1 тыс., а повышенной школой 12,6 тыс. детей и подростков. Ликвидацию неграмотности предположено закончить в 1932. В области массовой культурно-политической работы нацменьшинства обслуживаются 357 избами-читальнями и 39 библиотеками. Самым большим тормозом в культурно-просветительной работы среди нацменьшинств является недостаток кадров работников просвещения, умеющих вести работу на родном яз. той или иной национальности. Мероприятия по подготовке кадров за последние 3 года выражаются цифровыми показателями (см. табл.).

11. М а т е р и а л ь н а я б а з а Н. о. начала оформляться с 1923. В восстановительный период основной базой являлись местный и госбюджеты. На государственном бюджете состояли высшие и средние проф.-техничес-кие учебные заведения, спец. учреждения по социально-правовой охране несовершеннолетних и школы-интернаты сев. народов. На местном бюджете находилась вся массовая сеть учреждений соц. воспитания (в основном школы I и II ступ.), политпросвета и низшие проф.-технмческие учебные заведения. Школы ученичества содержались и содержатся за счет хоз. органов. По мере укрепления местного бюджета, учреждения, содержащиеся за счет гос. бюджета, постепенно передаются на местный бюджет. В 1927/28 проводится в жизнь декрет правительства о самообложении населения на культурно-просветительные нужды. Растет инициатива трудящихся в деле укрепления материальной базы Н. о.: организуются добровольные сборы средств родителями учащихся, общественные запашки на усиление финансовых средств школ, изб-читален и мероприятий (по ликвидации неграмотности. Кооперация, проф. союзы и др. общественные организации начинают отчислять средства из своих бюджетов на культурно-просветительные цели. Промышленность согласно правительственным постановлениям также привлекается к участию в расходах на Н. о. В 1927/28 весь местный бюд-
1929/30 1931
У ч е б н ы е з а в е д е н и я
Групп Учащихся Групп Учащихся
I. Нац. пед. техникумы
Татарский Ойротский Хакасский 5 3 1 160 100 40 13 9 8 484 367 278
II. Нац. отделения
Украинское Белорусское Немецкое Чувашское Мордовское Казакское Шорское Народов севера ~lllllll 40 8 2 4 3 4 3 1 1 333 85 170 110 129 135 45 45
В с е г о 10 340 56 2.181
жет Сиб. края составлял 33 млн. р., а в 1928/29 по одному Зап.-Сиб. краю он достиг почти 26 млн. рублей.

Бюджет по Н. о. Зап.-Сиб. края, по всем источникам финансирования, за последние 3 года—характеризуется следующими данными (в тысячах рублей):
Г о д ы Источники —— финансирования » ¦____ 1928/29 1929/30 1931
Гос. бюджет 37 22 10.892
Местный бюджет 30.913 47.507 70.033
Хоз. органы 378 1.898 7.671
Кооперация 248 267 7.624
Общественные организации 932 1.886 24.780
Пр. источники 2.939 1.157 5.217

Вместе с ростом расходов по Н. о. увеличивается и уд. в. этого вида расходов в общем об’еме местн. бюджета, так по Зап.-Сиб. краю расходы по народному образованию занимали в местном бюджете края в 1928/29—34,2, в 1929/30—37,7, в 1931—43,2%.

Распределение всего бюджета Н. о. по отдельным мероприятиям можно охарактеризовать след. образом (в тыс. руб.):
Г о д ы 1929/30 1931
Сумма % Сумма %
Мероприятия в тыс. в тыс.
руб. к итогу руб. к итогу
Дошкольное воспитание 862 1,6 6.201 4,9
Начальное обучение 21.800 41,3 47.696 37,8
Повышенное образование 8.781 16,7 13.450 10,7
Соц. -правовая охрана не-
совершеннолетних 2.391 4,5 3.100 2,5
Ликвидация неграмотности 2.281 4,3 4.563 3,6
Проч. расходы по массовому
просвещению 8.253 15,7 14.691 11,6
Подготовка кадров 7.080 18,4 33.311 26,8
Научные и научно-иссле-
доват. учреждения 297 0,6 1.450 1,1
Адм. аппарат 992 1,9 1.255 1,0
И т о г о 52.737 100,0 125.717 100,0

В 1932 бюджет по Н. о. (включая расходы по подготовке кадров) составлял 143,9 млн. рублей. Уд. в. расходов по Н. о. в местном бюджете в этом же году занимал 49%.

Одним из самых уязвимых мест в материальной базе является необеспеченность учреждений зданиями. Высокие темпы роста сети требовали огромных средств на текущее содержание и не представлялось возможности параллельно развертывать и капитальное строительство. Вследствие этих причин в наст. время в Сиб. имеется большая диспропорция между сетью учреждений и обеспеченностью ее зданиями: в городах и рабочих поселках школы ведут занятия в 2—3 смены с большой перегрузкой классных помещений.

Расходы на капитальные вложения за последние 3 года по Зап.-Сиб. краю выражались в следующих цифрах:
Г о д ы Всего вложений В т. ч. новое строительство В числе нового строительства школьное
в тыс. рублей
1928/29 8.763 7.511 5.153
1929/30 12.972 11.260 7.705
1930/31 23.000 16.700 11.692
В сел. местностях, помимо участия в расходах на строительство путем самообложения, население оказывает и натуральную помощь — бесплатной подвозкой материалов, предоставлением рабочих рук и т. п.

12. И т о г и р а б о т ы. Главные задачи партии и правительства, ставившиеся в последние три года в области культурно-просветительной работы, были выполнены благодаря вовлечению широких масс трудящихся в культурную революцию. Опираясь на эту армию, вооруженную новыми формами и методами массовой культурной работы, превращая дело культурного строительства в дело широко-общественное, внедряя соц. соревнование и ударничество на всех участках культурной работы,—органам народного просвещения удалось разрешить основные задачи просвещения: ввести по всему Западно-Сибирскому краю всеобщее начальное обучение и 7-летнее в городах и рабочих поселках, в основном закончить ликвидацию неграмотности и поставить проблему всеобщего обучения за курс начальной школы на селе и 7-летки в городах и рабочих поселках, форсировать развитие сети дошкольных учреждений и приступить вплотную к разрешению вопроса о всеобщем дошкольном воспитании.

Сов. власть в Сиб. завоевывает одну высоту за другой на фронте культурной революции: введено всеобщее обязательное начальное обучение; завершается ликвидация неграмотности; приступлено к введению всеобщего дошкольного воспитания; в небывалых размерах развертываются учреждения по подготовке кадров для всех отраслей народного хоз-ва и культурного строительства. Начата активная работа по решительному улучшению качества учебно-воспитательного дела на основе решений ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 и 25 августа 1932 и постановления ЦИК СССР от 19 сентября 1932. Широчайшее вовлечение трудящихся масс в дело культурного строительства является залогом дальнейших побед на культурном фронте в Сибири.

Л и т.: Щапов, А. П. Сибирское общество до Сперанского Собр. соч., т. III, СПб., 1908; Юрцовский, Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири, Н.-Сиб., 1923 (список лит-ры); К вопросу о всеобщем обучении в Сиб. крае, в. 1, Н.-Сиб,, изд. Сиб. краевой комиссии по введению всеобщего обучения, 1 27; в. II, Н.-Сиб., 1929; Состояние просвещения в Сиб. крае, Н.-Сиб., изд. Сиб. краев. статистического отдела, 1928; Цифры и факты. К вопросу о культурном строительстве Сиб. края, Н.-Сиб., 1928; Просвещение в Сиб. крае. Статсектор Крайплана, Н.-Сиб , 1933; Борьба за культуру—борьба за социализм, Н.-Сиб., 1931; Кунгуров, Г. Пути политехнизации туземных школ Севера, Иркутск, 1932. Ряд статей в журналах: „Сибирский Педагогический Журнал,» „Просвещение Сибири» (Н.-Сиб.). „Советский Север» (Москва), „Культурный Фронт» Иркутск). А. М е л ь н и к о в.