НАРОДНАЯ СВЯЗЬ

С о д е р ж а н и е:

I. Почта.

II. Почта передвижная.

III. Телеграф.

IV. Телефон.

V. Радиотелеграф.

Значение прочно поставленной Н. с. особ. велико для Сиб., с ее огромными пространствами: и слабой населенностью. Развернутое совхозно-колхоз-ное строительство, соц. освоение сев. и глухих таежных районов, развитие культ. революции, укрепление районов; потребности соц. строительства в целом—выдвинули особо повышенные требования к народной связи.

I. Почта. Первое упоминание о почте между Москвой и сиб. городами относится к концу XVII века. Вначале почтовая связь с сиб. городами («государева почта») производилась через гонцов «нарочных» и частных лиц, по усмотрению воевод, «с кем было пристойно». В 1691 издан указ о том, чтобы письма от города до города «возить самим, с кем они посланы будут», а «не отправлять за себя ребят и наймитов и не медлить с почтой», для чего предписывалось Приказным избам свидетельствовать письма и посылки: с кем, откуда, когда прибыли, когда и куда отбыли. С 1691 разрешена пересылка по гос. почте и частных писем за плату (с золотника): от Москвы до Березова, Сургута. Томска, Енисейска, Красноярска, Манга-зеи—10 алтын; от Москвы до Иркутска, Нерчинска, Илимска, Якутска—13 алтын 2 деньги. Почта Москва—Сибирь обращалась 3 раза в лето. Такой порядок существовал до Петра I. С 1724 почтовое сообщение Москва—Тобольск устанавливается ежемесячно, почтовые ст. притрактовых гор. Тобольска, Тюмени, Туринска, Верхотурья, Соли-Камской обязуются держать 4 дежурных почт. лошади с ямщиками; в 1733 учреждена ординарная почта на участке Москва—Тобольск дважды в месяц, на участке Тобольск—Енисейск и Якутск по одному разу в месяц и от Якутска до Охотска—один раз в два месяца. В 1800 был учрежден Сиб. почтамт в Тобольске. В 1824 введен устав Сперанского о денежной повинности на содержание сухопутных путей сообщения в Сиб. и в этом же году приступлено к устройству Почтового Упр. в Енисейской губернии. В 1828 действие устава Сперанского было приостановлено, и оставлены натуральные формы почт. гоньбы, земской и дорожной повинности. В очень глухих малонаселенных местах Забайкалья и Якут. обл. была устроена почта на след. основаниях: из «государева табуна» дано по 5 лошадей на станцию, где «добропорядочным» семьям, за обязательство возить только почту, предоставлена была привилегия «варить пиво без откупу для проезжих и получать двойные прогоны». А иным порядком «трудно станции те содержать: охотников не сыщется, а невольники (гос. прикрепленные к ямам) разбегутся».

Дальнейшее развитие почт. сети в Сиб. шло в соответствии с ростом потребностей сношений с городами «по казенной надобности». Почт. вед-во было прежде всего источником доходов казны. Обслуживание сел. местностей даже в конце XIX и начале XX вв. оставалось крайне недостаточным, одно почт. учреждение обслуживало десять и более волостей, причем некоторые волости находились от него на огромных расстояниях. По закону 1900 при некоторых волостях были открыты упрощенные почт. операции, возлагавшиеся, обычно, на вол. писарей, за особую плату. Только с 1915, когда, в связи с войной чрезвычайно возросли потребности в почт. сношениях, правительство узаконило массовое открытие почт. отделений за счет казны. Однако и это развитие сети, позволившее включить в нее лишь часть вол. пунктов, не способно было сколько-нибудь заметно вытеснить «оказии» из практики почтовых сношений сибирского населения.

Гражд. война и экон. разруха привели почт. сеть в состояние крайнего упадка. Утвердившейся в Сиб. в 1920 сов. власти на первых порах пришлось встретиться с необходимостью восстановления почт. сети. Восстановление и местами ее развитие шло на основе натуральной гужевой повинности; отсюда и пестрота в обслуживании: в одной губ. — почти ежедневный ход почт по трактам, связывавшим все вол. пункты, в другой—от одного до двух раз в неделю по трактам, бывшим до рев., без открытия новых. В период нэпа положение почтовой связи меняется. Аппарат Н. с., переведенный на самоокупаемость, несколько сократился.

Новый этап сов. строительства обусловил необходимость установ. регулярной почт. связи не только между городом и вол. пунктом, но и между последним с сел. советами. В 1923 была поставлена задача открытия в каждом вол. (районном) центре почт. учреждения и внутрирайонной передвижной почты. Задача эта выполнялась в меру роста бюджета и притока пособий из местных источников на содержание перевозочных средств. В 1926/27 бюджетные возможности Нар. Комиссариата Почт и Телеграфов позволили всю почт. сеть в об’еме того времени принять на свое содержание.

В довоенное время почтовая сеть на территории б. Сиб. края охватывала население только в размере 16,8% и незначительную часть волостных пунктов, в 1932 на 95%.

П о ч т о в а я с е т ь к 1 9 3 2
Наименование края й к к §- * * ? 5 * 3 к тв ™ h Сел. письмоносцев
? 1 О ь ^ о 2 ж 3 И а я ? я пеших конных
Зап.-Сиб. край Вост.-Сиб. край 190 120 457 176 983 395 5.256 2.523 2.738 1.059

Пользование услугами почты сиб. население, в сравнении с населением по всему Союзу, характеризуется след. данными, относящимися к. б. Сибирскому краю:
Н а 1 ж и т е л я
О п е р а ц и и 1923/24 1930/31
По
По Сиб. По Зап.- По
краю СССР Сиб. СССР
краю
Отправлено:
Простых писем и
карточек 0,69 1,27 3,51 5,21
Заказных 0,07 0,14 0,33 0,48
Денежных переводов 0,027 0,14 0,20 0,24
Посылок 0,005 0,015 0,082 0,129
Периодических изданий — — 6,18 12,0

II. Почта передвижная — передвигающееся по-определенному маршруту почт. учреждение, производящее все виды почт. операций. В Сиб. передвижная почта возникла в 1924 и не раз реформировалась. Вначале она была установлена на т. наз. почт. трактах, соединяющих, оседлые почт. учреждения: почт. агенты, сопровождавшие по таким трактам почты, в попутных селениях стали производить почт. операции. Затем, чтобы охватить сетью передвижной почтой возможно большее количество населенных пп. почтовые тракты, соединяющие район. цц. с окр., из радиальных перестраиваются в кольцевые (отсюда и название «кольцевые почты»). Перестроенные т. о. тракты передвижных почт просуществовали весьма недолго: уже в 1925 необходимость установления связи по кратчайшим путям между район. и окр. цц. вынудила возвратиться к прежним радиальным трактам. Тогда же организовалась и т. наз. внутрирайонная почт. связь, осуществлявшаяся путем об’езда селений района по направлениям, имеющим вид кольца. В 1927 была проведена еще одна реформа: в районах, где почт. услуги менее важны, внутрирайонные передвижные почты были упразднены, а взамен их учрежден ин-т конных сел. письмоносцев (нештатная агентура), по существу представляющий собою то же самое, что и передвижная почта. За счет полученной от этой реформы денежной экономии удалось продолжить развитие сети внутрирайонной почт. связи в форме, гл. обр., конных сел. письмоносцев. Благодаря установлению передвижной почты к концу 1927 вне почт. сети остались лишь пункты с небольшим количеством населения. Передвижная почта, проникая в отдельные окраины, не только передает письма и пр. корреспонденцию, но и вербует подписчиков на газеты, распространяет литературу. Значение почт. аппарата дополняется его работой в деревне по сбер. кассам и распростр. гос. займов.

П о ч т о в ы е т р а к т ы н а 1 я н в а р я 1 9 3 2
Протяжен. в км
Наименование трактов и кем Зап.- Вост.-
обслуживаются Сиб. Сиб.
край край
Межрайонные почт. тракты 9.260 21.237
Внутрирайонные сельские в оба конца 97.264 47.258
Обслуживание почттрактов существляет
а) Ведомствен. конно-почт. ст. 1.052 —
б) Колхозами платно 101.256 58.170
в) То же—бесплатно 2.293 —
г) Частными лицами 1.323 7.125
д) Автотранспортом 1.210 3.200

Из табл. видно, что обслуживание почт. трактов, гл. обр., падает на соц. сектор—колхозы и в незначит. части на ведомства и частных лиц, преим. в районах со слабой коллективизацией сел. хозяйства. Недостаточно еще развито обслуживание трактов автотранспортом, из-за недостаточного снабжения автомашинами и частичной неприспособленности путей для их движения.

По рекам Зап.-Сиб. края Иртышу, Оби, частью. Енисею, перевозка (почт в навигационное время осуществляется путем открытия на крупных пристанях агентств и почт. агентов на пароходах, производящих все почт. операции в пути, a также обмен почт при остановках.

Кроме перечисленных способов перевозки почт по трактам, ж.-д. и водным путям, с 1930 по Зап.-Сиб. краю положено начало обмена почт по воздушным путям: Москва—Омск —Н.-Сиб.—Иркутск, Иркутск—Якутск и Верхнеудинск—Улан-Батор. В 1931 добавлена новая линия Н.-Сиб.—Кемерово— Сталинск. Перевозка почт производится Всесоюзным об’единением гражданского флота.

Во 2-м пятилетии 1933—37 намечается коренная реконструкция перевозки почт как по трактам, так равно и по жел. дорогам, водным и воздушным путям. Увеличение автопарка до 3.000 машин, к концу 2-го пятилетия, в значит. степени ускорит движение почт между районами и сократит сроки доставки корреспонденции. С развитием ж.-д. строительства увеличится парк почт. вагонов, при чем на гл. магистралях почт. вагоны заменяются спец. почт. поездами с вагонами нового типа большей грузопо-д’емности и новой конструкции оборудования.

III Телеграф. Первая телеграфная линия в Сиб. — от Екатеринбурга до Омска проведена была, в 1862, а в след. году продолжена до Томска. В 1863— 70 произведена постройка линии между Мариинс-ком и Николаевском-на-Амуре. Такое сравнительно раннее возникновение телеграфа в Сиб. было обусловлено не только нуждами управленческого порядка, но и потребностями капиталистического освоения Сиб. и ДВ рынков, привлекавших в знач. мере и иностранные капиталы. Вслед за постройкой магистральной линии были созданы ответвления к Барнаулу, Змеиногорску, Кузнецку и пр. Дальнейшее развитие телеграфной сети проходило на основе коммерческого расчета, за исключением линий, имеющих особо знач., как, напр., созданная в 1905 линия Бийск— Кош-Агач (на границе с Монголией). Если развитие телеграфной сети для охвата городов шло довольно быстро, то развитие той же сети в направлении охвата сел. пп. отличается крайней медленностью. Почин в деле постройки сел. телеграфной линии, как правило, принадлежал населению, бравшему на свой счет немалую долю расходов по сооружению. Телеграфная сеть Сиб. в 1914 продолжала оставаться на уровне, далеко не удовлетворявшем возросшим потребностям сиб. населения. Телеграф в селениях и даже вол. правлении—явление редкое по тому времени. Гражданская война 1918—20, а затем ликвидация бандитизма нанесли телеграфным сооружениям немалый вред. Восстановление разрушенных линий потребовало много времени и напряженных усилий с первых же лет сов. строительства. Несмотря на сильный урон, нанесенный телеграфной сети за годы гражд. войны и тяжелые хоз. затруднения в первые годы восстановительного периода, общее количество телеграфных ст. по всей Сиб. в 1927 все же достигло 540; на 1 января 1930 их стало уже 1.243. Пользование услугами телеграфа характеризуется след. цифрами по б. Сиб. краю:
Г о д ы Отправлено телеграмм Принято телеграмм
1923/25 1925/26 1928/29 То же по Зап.-Сиб. краю: 1929/30 1931 854.570 1.264.480 1.464.740 2.124.472 3.025.063 994.080 1.301.970 1.731.631 2.325.933 3.612.012

После районирования 1930 и разделения Сиб. края на два края: Зап.-Сиб. и Вост.-Сиб. края охват их телеграфной сетью на 1 января 1932 представляется в след. виде (в %):
Телеграфная сеть На 1 янв. 1931 На 1 янв. 1932 На 1 янв. 1931 На 1 янв. 1932
Зап.-Сиб. край Вост.-Сиб. край
Риков 80 95 89,3 92,0
Сельсоветов телефонизи-
рованных 6 9 17,6 19,6

IV. Телефон. Начало применения телефона в Сиб., как средства общественного пользования, относится к концу XIX столетия. Наиб. развитие телефонная сеть получает уже в послеоктябрьский период. Т. не м. до 1924 телефон обслуживал потребности в сношениях только внутри населенных пп. (гл. обр., городов). С 1924 появляются междугородные и сел. телефонные сообщения, при чем временно с 1923— 24 и 1926 они находились в ведении местных исполкомов. В границах б. Сиб. края перед его разделением (1930) насчитывалось всего 34 сети. Телефонные сети по техническому оборудованию в достаточной мере примитивны, в связи с чем начато переустройство их на новейшие системы, напр. в Н.-Сиб. устаревшая сеть заменена автоматической. К 1932 в каждом гор., в некоторых поселках гор. типа и в части районных цц., особенно в районах б. округов Омского, Славгородского, а также в знач. части совхозов, имеются телефонные сети. Все же степень насыщенности краев средствами телефонных сообщений недостаточна.

Кроме местных, развиваются междугородные и сел. телефонные сообщения. Так, в 1931 поступила в эксплоатацию бронзовая цепь Н.-Сиб.—Кузбасс, такая же цепь Н.-Сиб.—Свердловск—Москва поступила в эксплоатацию в начале 1932, что дает возможность иметь телефонную связь между Москвой, с одной стороны, Н.-Сиб. и Кузбассом, с другой.

Внедрение междугородного телефонного сообщения, как отдельного вида связи, по Зап.-Сиб. краю имеет свое начало с 1921.

На 1 января 1932 в Зап.-Сиб. крае имеется 9 междугородных телеф. ст. и 552 переговорных телефонных пунктов.

Из крупнейших мероприятий во 2-м пятилетии намечается: укладка кабеля на линиях Москва— Н.-Сиб. и Н.-Сиб.—Кузбасс для телеграфирования и телефонных переговоров. Предусмотрена к 1937 автоматизация телефонных сетей в крупнейших пром. пп. с доведением количества телефонов до трех на 100 жителей.

V. Радиотелеграф. Начало его применения в Сиб. относится к 1920-м годам. В настоящее время вся территория Сиб., включая и некоторые о-ва Сев. Полярного м., покрыта сетью радио-телеграфных станций. Радио-телеграфные ст. Сиб. по своему назначению разделяются на приемно-передающие и на приемные. На 1 января 1930 в б. Сиб. крае и Б.-М. Респ. насчитывалось до 35 приемно-передаточных ст. и в ДВК—14. Приемные радиостанции выполняют связь одностороннюю. Общее число таких ст. в пределах б. Сиб. края, Б.-М. и Якут. Респ. —19 (1 января 1930) и 1 в ДВ крае. Работой радио-телеграфа: 1) Обеспечивается радиосвязь ц. СССР (Московского радио-узла) с краевыми и обл. адм. цц. Сиб. и ДВК, а также с заграницей и краевых цц. между собой. Для выполнения этой задачи предназначается ряд мощных радио-телеграфных ст. Наркомпочтеля большого радиуса действия: Свердловск, Н.-Сиб., Якутск, Чита, Хабаровск, Владивосток, Иркутск, мощность ст. 6—70 kw. 2) Обеспечивается связь Н.-Сиб. и др. краевых цц. с гор. и районными цц. через их мощные радиостанции и приемные радио-станции гор. и районных центров. Это связь односторонняя. 3) Обслуживаются радио-связью отдельные метеорологические пп. Сиб., пути сев. морских экспедиций (см. Карская экспедиция),—доставляются сведения о состоянии льдов и свободных проходов в проливах через след. радио-станции: в Карском м.—Новый порт, Маре-Сале, Югорский Шар, о-в Вайгач, Маточкин Шар, Усть-Енисейский Порт, Игарка, о-в Диксон, мощностью от 0,5 до 16 kw. Все эти радио-станции—в ведении У беко-Сибири. На Дальнем Востоке радио-станциями обслуживаются удаленные пункты, где проволочная связь затруднительна: Александровск-на-Сахалине, Керби, Петропавловск-на-Камчатке, Усть-Камча тск, Охотск, Ср.-Колымск, Анадырь, о-в Беринга, Николаевск-на-Амуре и Нояхан. Мощность ст. 1,5—12 kw. Кроме того, радио-станиями Наркомпочтеля обслуживаются след. пункты: Незаметный и Булун. Устанавливаются ст. в Усть-Мае, Верхоянске, Нелькане, Учу-ре. 4) Бассейны pp. Енисея, Оби, Лены и оз. Байкала обслуживаются радио-связью с несением диспетчерской службы во время открытия навигации. По р. Оби имеются след. радио-ст. (мощностью 2— 10 kw): Самарово, Кондинское, Березов, Мужи и Обдорск. Последняя радио-станция в ведении Убеко-Сибири.

Радиосвязь характеризуется след. данными на 1 января 1932: Вещательные радио-станции: по Зап.-Сиб. краю 4 (2 н.-сиб., 1 омская, 1 томская), мощностью от 1,2 до 100 kw. По Вост.-Сиб. краю 3 (Иркутская, Красноярская, Верхнеудинская), мощностью от 1 до 14 kw. Коммерческие радио-станции: в Н.-Сиб. 3, мощностью 0,5, 1 и 4 kw. Районных приемно-пере-дающих коротковолновых телеграфных радио-станций мощностью до 250 ватт в Зап.-Сиб. крае—19, в Вост.-Сиб. крае—37. Районных передающих длинноволновых 150-ваттных радио-станций для внутрирайонной радиосвязи в Зап.-Сиб. крае 4.

По плану 1932 строятся новые радио-станции—в Ойрот-Туре (Ойротия) вещательная на 2 kw, такая же в Абакане (Хакасия) на 1,2 kw, 3 коротковолновых на 15 kw—в Н.-Сиб., на 2 kw—в Сталинске и 20 районных приемно-передающих коротковолновых радио-станций мощностью 150—50 ватт.

Начало радиофикации в Зап.-Сиб. крае положено в 1930 постройкой трансузлов и установкой трансляционных радио-точек. На 1 января 1932 имелось уже 109 трансузлов и 34.922 трансляционных радио-точек. К тому же сроку в Вост. Сиб. крае—46 трансузлов и 1.185 трансляционных радио-точек.

В 1931 в Зап.-Сиб. крае закончено сооружение мощной стокиловаттной ст., являющейся четвертой в СССР станцией такой мощности. Станция расположена вблизи раз’езда «Иня» в 15 км от Н.-Сиб., оборудование ее является последним словом сов. радиотехники.

Достижения техники в области радио обеспечивают применение в широком об’еме во 2-й пятилетке коротких волн с направленной антенной, применение на магистральных радио-линиях многократности и осуществление связи по радио буквопечатающими телеграфными аппаратами. Для обеспечения всех радио-узлов передающих ст. по краю высококачественными программами и развития заочного обучения и техпропаганды по усовершенствованным радиоаппаратам, в Н.-Сиб. планом 2-й пятилетки намечается постройка мощной 500-киловаттной вещательной радио-станции, дающей возможность приема на самый простейший и недорого стоящий радиоприемник во всех районах Сиб. и Средней Азии.

По р. Енисею проектируются радио-ст. Наркомпочтеля—в Енисейске, Туруханске, Подкаменной Тунгуске, Верхне-Инбатском и Дудинке. Современное состояние сети Н. с. на территории Сиб. представляется в след. виде (данные на 1 января 1932):
Зап.- Вост.-
С е т ь Сиб. Сиб.
край край
I. П о ч т о в а я с в я з ь
Штатных предприятий связи 647 296
Вспомогательная сеть:
Нештатных агентств 983 395
Сел. письмоносцев 7.994 3.582
Пунктов продажи знаков оплаты 6.678 —
Почтовых ящиков 9.520 2.395
II. Т е л е г р а ф н а я с е т ь
Телеграфных пунктов 321 316
III. Т е л е ф о н н ы е с е т и
Количество абонентов 6.424 4.390
IV. Р а д и о-т е л е г р а ф
Приемно-передающих радио-станций 22 28
Передающих внутрирайонных 4 8
Вещательных радио-станций 4 3
V. Р а д и о ф и к а ц и я
Трансляционных радио-узлов 109 46
Трансляционных радио-точек 34.922 1.190
Состояние кадров характеризуется след. данными на 1 января 1932: общее количество работников связи—17.287 чел. в Зап.-Сиб. крае и 6.490 чел. в Вост.-Сиб. крае, при средней партийно-комсомольской прослойке в 30—35%.

Для подготовки кадров, помимо курсового, бригадного и индивидуального ученичества, в 1930 в Н.-Сиб. открыт Техникум Связи с 3-летним курсом на 192 человека. В Н.-Сиб. в 1932 начат строительством учебный комбинат связи в составе: а) Ин-та Связи с 4 отделениями (радио, телеграфным, телефонным и экономическо-финансовым), с 4-годичным курсом, на 3.000 чел.; б) Техникума Связи с 3-годич-ным курсом (сливается с существующим) на 480 чел.; в) ФЗУ—с двухгодичным курсом по всем отраслям производства связи на 1.080 человек. Учебный комбинат будет оборудован соответствующими лабораториями, мастерскими, опытной радиостанцией. Комбинат будет выпускать технический персонал связи всех видов квалификации для Зап.-Сиб. края, Вост.-Сиб. края, ДВК, Якутии, Казакстана и Ср. Азии. Для обеспечения предприятий связи технической раб. силой средней квалификации, особ. Кузбасса, в 1933 намечена постройка в Кемерово второго техникума связи на 1.400 учебных мест.

Л и т.: Шедлинг, М. Очерки по истории мировой почты, ч. II, М. 1926; Базилевич, К. Почта в России в XIX веке, М. 1927; Ежегодные отчеты Сибирского Управления Связи. 1929—1931. Н. Ж и т к о в и В. Б о л д ы р е в.