МОСТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ

— Сиб. ж-д. магистраль, пересекая все крупнейш. реки Сиб., имеет ряд выдающихся мостовых сооружений. М. через большие реки: Иртыш (отверстием 640 м), Обь (755 м), Енисей (830 м) сооружены еще при постройке Великого Сиб. пути (1892— 98) и в свое время представляли крупнейшие сооружения этого рода в России. М. через Обь у Н.-Сиб., исполненный по проекту инж. Белелюбского, оригинален как один из первых в России консольных мостов. Особо выделяется М. через Енисей, проектированный инж. Проскуряковым, применившим легкие красивые конструкции форм больших пролетов (140 м), чем был сделан смелый и крупный шаг вперед в рус. мостостроении. Этот М., как и большинство мостов Сиб. магистрали, строился инж. Кнорре, впервые в России использовавшим при устройстве опор деревянные кессоны, вместо практиковавшихся до того времени кессонов из железа. В более позднее время сооружены М. через Амур, известный своей длиной (2,3 км), через Обь у Барнаула (640 м). При сов. власти М. через Иртыш у Семипалатинска (600 м), по Туркестано-Сиб. ж. д., выстроенный в течение 18 месяцев. В 1931 закончен постройкой новый крупный мост через Обь по ж.-д. линии Н.-Сиб.—Ленинск-Кузнецкий.