МОРЯ

— I. Географическая характеристика. Морские воды, омывающие берега Сиб., по своим физико-географическим особенностям являются частями двух океанов — Атлантического и Тихого. К Атлантическому океану принадлежат воды севера Сиб., к-рые до XX в. об’единялись под названием Северный Ледовитый океан. Этот термин был установлен в 1845 Лондонским Географическим Обществом. С развитием океанографии выяснилась необходимость класть в основу разделения мирового океана на части — не только его очертание, а, гл. обр., самостоятельность системы течений, как воздушных, так и океанических, и самостоятельность приливов. Водное пространство у Сев. полюса с этой точки зрения не является самостоятельным бассейном. Благодаря своим малым размерам оно не подходит под понятие океана, а по своему положению является типичным средиземным морем. В связи с этим, в начале XX в. Сев. Ледовитый океан был переведен в категорию морей Атлантического океана, получив название Северного Полярного моря (см.).

Международное Гидрографическое Бюро, созданное по инициативе II Международной Гидрографической Конференции, происходившей в Лондоне в 1919, произвело пересмотр границ океанов и морей и установило новую классификацию их. В целях практических удобств Бюро вновь выделило, как самостоятельные, два океана — Арктический, граница к-рого проходит по параллели сев. оконечности Шетландских островов и Полярному кругу в Беринговом проливе и Антарктический, сев. граница к-рого проходит по 60° юж. широты. Новое деление мирового океана не вошло еще в науку и практику. Прилегающие с С. к берегам Союза ССР морские воды, об’единяемые старым названием Сев. Полярного М., подразделяются на три самостоятельных М.: Баренцево, Карское и Сибирское (см.).

Баренцево М. расположено между Европой, Новой Землей, Землей Франца-Иосифа и Шпицбергеном. Карское М, ограничено с Ю. — сев. берегами Азии от пролива Югорский шар до мыса Челюскина; с З. — о-вами Вайгач и Новая Земля, с С. — условной линией — дугой большого круга, проведенной с сев. оконечности Новой Земли к сев. оконечности Таймырского архипелага (к С.-С.-З. от мыса Челюскина) и с В. —Таймырским архипелагом.

Международное Гидрографическое Бюро установило след. границы Карского М.: на З.- Восточное побережье о-вов Новая Земля от мыса Спорый Наволок (шир. 76°7′) к Ю. до о-ва Вайгач, с Ю. материк, с В. п-ов Ямал и о-в Белый и с С.-В. линия, соединяющая мыс Спорый Наволок с северной оконечностью острова Белый.

Сиб. М., расположенное между Таймырским архипелагом и Аляской, в старых границах Сев. Полярного М. делится на две части: от Таймыра до Н.-Сиб. о-вов — море Лаптевых (см. Лаптевых море) и от Н.-Сиб. о-вов до Берингова пролива— Восточно-Сибирское море (см.).

Изученность северных М. Сиб., вследствие исключит. трудностей плавания в них, очень недостаточная, несмотря на давние и многочисленные попытки плавания с целью изучения. Первое гидрографическое обследование северных морских вод было проведено Великой Северной экспедицией (см.) под начальством Беринга в 1734—43.

После работ Великой Сев. экспедиции крупные исследования полярных вод были произведены Нор-деншельдом, де-Лонгом, Нансеном, Толлем, Вилькиц-ким и Амундсеном. Норденшельд на судне «Вега» сделал в 1878—79 сквозной переход из Баренцева М. в Берингов пролив. Научные результаты этой экспедиции представляют большую ценность и до наст. времени являются отправными в наших знаниях сев. сиб. морей. В 1879 американский исследователь де-Лонг на судне «Жанетта» открыл ряд о-вов, носящих его имя. Фр. Нансен в 1893—96 совершил плавание на «Фраме», в результате чего стали известны водные пространства, прилегающие к Сев. полюсу, и разрешен ряд важнейших проблем гидрологии и океанографии арктических вод. Нансеном была обнаружена наиб. глуб. часть Арктики с глубинами 3.000—3.500 м, расположенная у полюса (Северный Полярный Бассейн, North Polar Basin) и сделано его описание. Геолог Э. В. Толль в 1901 во главе экспедиции на судне «Заря» прошел с З. до Н.-Сиб. островов. Эта экспедиция дала ряд ценнейших материалов по исторической геологии, гидрографии, гидрологии и биологии вод Севера. В 1910—15 работала в Сев.-Сиб. водах «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана» под начальством гидрографов Б. А. Вилькицкого и П. А. Новопашенного. В распоряжении экспедиции были два ледокола «Вайгач» и «Таймыр». Экспедиция совершила переход от Владивостока до Архангельска, собрав обширные материалы, большинство к-рых до сих пор не обработаны и не опубликованы. Наиб. важным результатом работ этой экспедиции было открытие архипелага о-вов — Сев. Земля. Последней экспедицией, прошедшей через полярные воды с З. на В, была экспедиция Р. Амундсена на судне «Моод» в 1918—25. Помощником Амундсена по научной части экспедиции был д-р Сверд-руп, опубликовавший в 1926—29 свои классические работы по гидрологии Сиб. моря. В этих работах воды Сиб. М. получили наиб. полное и углубленное освещение: обнаружена мощная материковая отмель (shelf) между Таймыром и Аляской. На основании изучения рельефа и гидрологических особенностей этого водного пространства устанавливается новое подразделение Сиб. М. на три самостоятельных М.: Норденшельда (М. Лаптевых) от Таймыра до Н -Сиб. о-вов, Вост.-Сиб. М. от Н.-Сиб. о-вов до о-ва Врангеля и Чукотское — от о-ва Врангеля до Аляски. В результате плавания «Моод» был разрешен ряд важнейших проблем и, в частности, причина дрейфа льдов в Сиб. море. Причина эта заключается в ветре, т. к. постоянного течения здесь не существует. Перемещение льдов обуславливается совокупным действием трех сил: воздействия ветра на поверхность льдов, сопротивления, оказываемого встречающимися льдами, и отклоняющей силы вращения земли. Кроме этих крупных экспедиций, в водах Сев. Сиб. проведен ряд экспедиций, из к-рых наиб. важны промысловая экспедиция Брусилова в 1912 на судне «Св. Анна», кончившаяся гибелью и судна и большинства экипажа (кроме штурмана Альбанова и 2 матросов), и ряд экспедиций в связи с изучением Северного Морского пути (см.).

После Октябрьской рев. в полярных водах Сиб. широко развили свою работу след. учреждения: Гидрографическое Упр., вначале через отдельные отряды, а потом через особ. упр.— Убекосибири (см.), Акад. Наук — в лице Якутской экспедиции, Океанографический Ин-т и Комитет Северного Морского пути (см.). Из лиц, сделавших большие вклады в гидрографию сев. сиб. вод, нужно отметить гидрографов: К. К. Неупокоева и Н. И. Евге-нова. Неупокоев дал сводку по лоции Сиб. М. (1923), положил начало сист. описи устьев pp. Оби и Енисея и был до 1924 (год его смерти) нач. Отдельного Обь-Енисейского отряда. Евгенов вел исследование р. Лены, составил лоцию Карского М. (1930) и является нач. морской части Карской экспедиции. Необходимо отметить также исследования Вост-Сиб. М., производимые в связи с ежегодными рейсами наших судов, начиная с 1924 на о-в Врангеля с целью освоения о-ва и освобождения его от иностранных хищников-промышленников.

Исследования Арктики в 1930 сов. экспедицией под начальством О. Шмидта, окончившейся открытием Земли Визе, стационарные исследования Сев. Земли отрядом той же экспедиции в составе Ушакова и Урванцева — являются по времени последними страницами обследования Арктических морей. Суммируя наши знания сев. вод, приходится признать, что, не взирая на героические усилия исследователей и значит. внимание и средства, к-рые уделяются Арктике сов. властью, очень многое остается неизвестным не только в спец. обл., но даже в общегеографическом отношении. Об’ясняется это исключит. трудностями плавания в арктических водах, их ледовым состоянием. Нансен в своей работе приводит картограмму посещенных человеком мест в Арктике. Из нее видно, что эти места тянутся узкими полосками среди необозримых пространств, к-рых никогда не видал человеческий глаз. Только широкое вовлечение авиации в обследование Арктики сможет твердо обеспечить успех исследований полярных стран. Особ. актуальны сейчас исследования и связанная с ними производственная деятельность в области геологии и пром. хоз-ва Арктических морей. В этих частях мы располагаем в настоящее время такими отрывочными данными, к-рые далеко не соответствуют все ярче осознаваемой потребности в эксплоатации полезных ископаемых и промысловых богатств нашего Севера.
Частями Тихого океана, примыкающими к бер. Сиб. с В., являются Берингово (см.), Охотское (см.) и Японское моря (см.). Сист. изучение этих морей началось рус. с 1728 «Камчатской экспедицией» под начальством Беринга и в дальнейшем — под его же руководством — Великой Сев. экспедицией. Результатом работ этой экспедиции в Тихом океане было открытие Берингова пролива и сев.-зап. берегов Америки, открытие Алеутских о-вов и о-ва Беринга, с’емка берегов Охотского М., Камчатки, Курильских о-вов и части Японии. В 1776—79 в Беринговом М. работала английская экспедиция Кука, давшая первые точные карты, основанные на астрономических пунктах. В 1785 работала рус. экспедиция Биллинга и Сарычева, описавшая Охотское М. и о-ва Берингова моря. В 1787—88 французская экспедиция под начальством Лаперуза описала западный берег Сахалина до залива де-Кастри. В течение XIX в. ряд гидрографов: Крузенштерн, Ли-сянский, Головнин, Литке, Кошеваров и др. произвели обследования вод Тихого океана, примыкающих к Сибири. С 1906 начала работать постоянная Гидрографическая экспедиция Восточного океана, описавшая бер. Камчатки, Сахалина и Охотского моря. В 1923 она была переименована в Гидрографический отряд и в настоящее время Убекодаль-вост (см.). На основании всех этих работ сиб. берега Тихого океана от Кореи до зал. Петра Великого имеют детальную, основанную на триангуляции, опись. Океанографические обследования морей Тихого океана проводились рядом экспедиций с времен Крузенштерна (1804).

На основании материалов по изучению вост. морских вод, производимому плавающими там рус. судами, акад. Шренк опубликовал в 1874 работу «О течениях Охотского, Японского и смежных с ними морей», являющуюся первой сводкой по океанографии этих вод. Крупным вкладом в океанографию Тихого океана была работа С. О. Макарова ««Витязь» и Тихий океан» (1894). С начала XX в. до 1925 в вост.-сиб. М. работали гидрографические экспедиции под руководством М. Е. Жданко и Б. В. Давыдова, а также ряд исследователей: Шмидт, Бражников, Солда-тов и др., связывавшие гидрологические исследования с биологическим изучением этих морей.

В результате этих исследований в наст. время имеются б. или м. ясные представления о всех океанографических элементах вост.-сиб. морей. Распределение температур, плотности и солености по глуб. и участкам М., приливы и отливы, основные течения и влияние этих элементов на климат, а также на распределение жизни в морских водах — в основном выяснены. П. Ю. Шмидт (1904) дал схему, характеризующую зоогеографию морей ДВ: Берингова, Охотского и Японского. Моря эти имеют много общего и содержат фауну, обнаруживающую тесную генетическую связь. Берингово М. подразделяется им на Сев. и Юж. — первое содержит арктическую фауну рыб, сходную с фауной полярных М., но более богатую и качественно и количественно, второе — под влиянием теплого течения Куросиво содержит фауну смешанную, относимую к субарктической области.

Охотское М., изолированное от воздействия теплого течения и значит. часть года (особ. в сев. части) покрытое пловучими льдами, представляет собой Ледовитый океан в миниатюре. За исключением самой юж. части оно содержит арктическую фауну с рядом типичных холодноводных форм — рыбы родов Icelus , Trigloips, Lycodes и др.

Японское М., благодаря теплым течениям Куро-сиво и Цусимского, в юж. своей части носит характер субтропический, а сев. его часть смешанный характер. Через зал. Невельского в него впадает целый ряд арктических — беринго-охотских форм, напр., навага (Eleginus паvaga gracilis), а с Ю. ряд субтропических — макрели, японская сельдь и пр. Схема, предложенная Шмидтом, является предварительной и требует уточнения. В связи с изучением морей Сев. и Вост. Сиб. стоит ряд важнейших биолого-пром. проблем, к-рые требуют разработки и разрешения. Для решения их намечаются сист. экспедиционные и стационарные обследования вод Арктики. Параллельно с этим современная техника (ледоколы, авиация) разрешили многовековую проблему сообщения Сиб. через воды Арктики с Европой — Сев. Морским путем и с незамерзающими портами Тихого океана, открывая широчайшие возможности для расцвета Севера.

Организация с 1925 на ДВ спец. крупных ин-тов, в частности Тихоокеанского Рыбохоз. Ин-та, со спец. приспособленными для морских исследований судами, начинает новую полосу в изучении вод Д. Востока.

Огромные лесные массивы, богатства недр и, наконец, богатства в виде «даров моря» — рыбы, морских млекопитающих, ценных водорослей (см.) и различных беспозвоночных — крабы (см.), моллюски (см.) — открывают большие возможности для развития промышленности.

Начиная с 1925, развитие пром-сти ДВ, в частности, использующей сырьевые ресурсы вост.-сиб. М., идет гигантскими шагами. Крупнейшие механизированные заводы, траулеры, дрифтерные суда, пло-вучие консервные фабрики, технически совершенно оборудованный пром. зверобойный флот и пр. обеспечивают освоение Советским Союзом морских вод Дальнего Востока. А. Б.

II. Экономическая характеристика. По своим возможным и действительным связям с гл. отделами мирового рынка М. Сов. Азии принадлежат: к Атлантическому отделу и к Тихоокеанскому. К первому относится — Карское М., ко второму — все остальные.

Экономическое тяготение к Карскому М. имеют: бассейн Оби — Иртыша, бассейн Енисея с Ангарой и Селенгой, местности, связанные ж.-д. сетью с речными магистралями названных бассейнов. Т. о., сюда входят: вост. часть Уральской обл., Зап.-Сиб. край, Вост.-Сиб. край, включая Б.-М. Респ., Сев.-Вост. Казакстан, а через Турксиб и более юж. ср.-азиат. республики. Кроме того, экспортно-импортные потоки к Карскому М. и обратно могут начинаться (и кончаться) в Зап. Туркестане (через систему Черного Иртыша и через пересечение р. Или с Турксибом), Танну-Туве (через верховья Енисея) и Монголии (Селенга—Байкал—Ангара и т. д.).

Связь с Атлантическим океаном имеет крупнейшее знач. даже при крайней краткости навигации, свойственной сиб. морям. Через океаны и моря совершается 3/4 международного товарообмена, на долю же Атлантического океана и его М. падает 3/ мировой морской внешней торговли. При этом путь Карское М.—Баренцово—Норвежское ведет прямо к одному из двух мировых индустриально-торг. ц. — сев.-американскому и зап.-европейскому, расположенным вокруг Немецкого моря и Ламанша (Англия с Шотландией и Уэльсом, Зап Германия, Голландия, Бельгия, Сев. Франция). Имеют свою ценность также скандинавские рынки. Зап.-европ. экон. ц. нуждается, в противоположность американскому, в колоссальном подвозе сырья и пищеприпасов. Сюда направляются из всех, стран гл. массы экспортного хлеба, леса, текстильного сырья, пищеприпасов животного происхождения, жидкого и отчасти твердого минерального топлива и т. д. Район экон. тяготения Карского М., занимающий 10—15 млн. км2 и обладающий, м. б., первыми в мире природными богатствами, может и должен получить, крупный уд. в. на мировом рынке в результате: реализации пятилетки и ген. плана. Пшеницу не хуже канадской производят Зап. Сиб. и Казакстан, в Зап. и Вост. Сиб. и на Урале расположены гл. мировые массивы хвойных лесов, зап.-сиб. лён-долгунец относится к лучшим сортам, сиб. масло давно известно на З., сиб. пушнина — «валютный товар» первого ранга, курейский графит сразу нашел дорогу за границу. К этому списку следует присоединить шерсть, кожевенное сырье и пр. В не очень далеком будущем нужно ожидать вывоза нефтепродуктов из районов залегания «нефтеносных» углей, (сапропелиты, богхеды) Зап. и Вост. Сиб., а также угля из Тунгусского бассейна, по крайней мере, на север СССР.

Направление экспорта в Зап. Европу через. Карское М. предпочтительнее, чем ж.-д. перевозки на Ленинград и дальше М. до заграничных портов; это вполне обосновано сравнит. дешевизной первого варианта (см. Карская экспедиция). Для такого громоздкого и в то же время очень важного по возможному ценностному эффекту товара, как лес, Сев. Морской путь в два раза с лишним дешевле, чем лгр. направление. С оборудованием Сев. Морского пути, обеспечением его речным и морским тоннажем и организацией портов и начальных баз его пропускная способность многократно повысится, а себестоимость перевозки сильно понизится. Конечно, сверхмагистрализация главн. Сиб. ж.-д. пути и постройка сети лесовозных ж. д удешевит также и лгр. направление, но и тогда последнее будет пригодно только для самых ценных лесотоваров. Гл. масса экспортного леса будет продвигаться через Сев. Морской путь. Это решение пред’явит к нему очень скоро громадные требования.

Сев. Морской путь заметно дешевле Ленинградского также для льна и кожи (в 1927 на 11%), несколько дешевле (на 2—3%) для жмыхов, пшеницы, шерсти и импортных товаров. Во всяком случае, при неизбежной перегруженности сиб. дорог транспортом на З. угля и хлеба, Сев. Морской путь приобретет знач. не только для леса. Между тем, до революции колониальное положение Сиб. приводило к насильственному направлению почти всего ее экспорта на Ленинград.

В 1914 весь грузооборот Сев. Морского пути — исчислялся в 5,6 тыс. т (экспорт — 2,4 тыс., импорт — 3,2 тысячи). Ср. годовая для 1926 — 19,2 тыс. (10,1; 9,1), 1927 — 24.4 тыс. (11,1; 13,3), 1928— 29,4 тыс. т (17,1; 12,3). В импорте гл. роль играют средства производства 1929 — 75 тыс., 1930 — 195 тыс. т. Продолжительность рейса по Карскому М. вплоть до его портов и обратно в 1929 равнялась — 77 дней, в 1930 — 71 день, в 1931 — 66. Сокращение времени рейса и укрупнение фрахтуемого тоннажа позволили ослабить ледокольную работу. Еще в 1930 тут работали 2 ледокола «Ленин» и «Малыгин», а в 1931 всю операцию обслужил один «Русанов». Новые перспективы открываются новым направлением — вокруг мыса Желания (первая проба — два парохода в 1931).

В 1933 грузооборот планируется в 142-кратном размере против 1914. С 1928 экспорт прочно преобладает над импортом. Экспортный ассортимент обогащается такими новыми пром. товарами, кроме лесных, как: консервами, казеином, техническим глицерином и пр.

Развитие экспортно-импортных операций через Сев. Морской путь и относящиеся к нему реки ставит ряд тех. и хоз. проблем. Прежде всего необходимо создать флот, обслуживающий карские экспедиции. Для последнего года пятилетки намечается уже 193 речных (83 для Оби и 110 для Енисея) и 372 морских судна, требующих огромного количества угля и нефти. Для снабжения углем морских судов всего удачнее расположены перевалочные енисейские порты, примыкающие к Тунгусскому бассейну. Минусинский (Хакасский) угольный бассейн слишком удален от устья Енисея и его главного экспортного порта (Игарка). Нефтетопливо для Оби и Енисея дадут нефтеперегонные заводы Кузбасса и Черембасса.

Экспортно-импортным пунктом на Оби служит Новый Порт (см.), на Енисее — Усть-Енисейский порт (см.) и Игарка (см.). Новый Порт представляет ряд серьезных неудобств, к-рые придется технически устранить с развитием судо- и грузооборота. Прорытие канала через бар у входа из Обской губы в Обь помогло бы морским судам подняться на встречу речным, к-рые тогда не были бы вынуждены выходить в губу и подвергаться риску морской непогоды. Укрепление и повышение топких берегов реки в избранном причально-перевалочном пункте тоже окупится в дальнейшем. На Енисее — Усть-Енисейский порт удобнее Нового Порта, но еще лучше заменившая его Игарка, к-рой предстоит крупное будущее ввиду особ. удобных условий перевалки. В 95 км от Дудинки, находящейся между Усть-Енисейским портом и Игаркой, залегают Норильские угли. Весьма вероятно нахождение угля также ок. Игарки. В связи с экспортом развивается сеть экспортных пром. предприятий (гл. обр. лесозаводов) как в перевалочных пунктах, так и в речных экспортных базах.

Экономически тяготеющим районом к важнейшему из наших Восточных морей — Японскому М. — является бассейн р. Амура, т.-е. Приамурье с Уссурийским краем и заграничные обл. — Сев. Маньчжурия и Вост. Монголия, откуда и куда идет транзит. Если этот район далеко уступает по абс. богатству такому же району Карского М., то он значит. превосходит последний по экспорту (см. Японское море). Впрочем, абс. богатства здесь тоже велики. Леса в северной части бассейна Амура покрывают 640 тыс. км2, откуда полмиллиона приходится на хвойные породы, а в Северной Маньчжурии 385 тысяч. Сел. хоз-во самого Приамурья пока слабо развито, но Сев. Маньчжурия уже сейчас первая страна в мире по сборам и экспорту сои (в 1928 сбор 4,1 млн. т, вывоз ок. 1,5 миллиона). Уссурийский край и некоторые др. сов. районы вполне пригодны для этой культуры. Японское М. и Амур изобилуют рыбой, хотя и не так, как остальной Д. Восток. Из минеральных богатств важны уголь, полиметаллические руды, железо, золото и пр. Наряду с сахалинской нефтью отыскана нефть по соседству с Владивостоком, вблизи к-рого расположен и сучанский уголь, годный для пароходных топок. Японское море, и особ. Владивостокский порт, вводит СССР в Тихоокеанский отдел мирового рынка, пока уступающий по знач. Атлантическому, но с тенденцией догнать его. В Тихоокеанском отделе, после прорытия Панамского канала 1914, господствует американский капитал, встречая отчаянную конкуренцию со стороны Японии и неуклонно оттесняемой Англии. В нем есть уже четыре мировых порта (с год. суммой тоннажа пришедших и снявшихся судов в 20 млн. т): Кобе, Шанхай, Гонконг, Сингапур, а также ряд других очень крупных. Т. о., экон. знач. Японского М. для нас велико, не говоря уже об его политическом значении в Тихоокеанской проблеме.

Порт Владивосток (см.) быстро развивается. Гл. роль в грузообороте Владивостока играет пока маньчжурский транзит (бобы, жмыхи, раст. масло). В 1913 он составлял 82% итога, в 1925/26 — 82, в 1926/27 — 81, в 1927/28 — 77. В последующие годы ок. 80%. Ввиду огромного уд. в. сев.-маньч-журских товаров в экспорте Владивостока японская Юж.-Маньчжурская дорога стремится оттянуть грузы на Дайрен. К таким мерам относится постройка ветки от Цицикара (Китайско-Вост. дороги) на Таонань (Южно-Маньчжурской дороги), не задержавшая, впрочем, роста перевозок даже на Ци-цикарском участке Китайско-Вост. ж. дороги. В 1931—32 японские оккупационные власти приступили к постройке линии Таонань—Чанчун—Гирин—Хойрен—Сейсийн (корейский порт на Японском море). Эта дорога, параллельная с КВЖД, прямо предназначена для конкуренции с последней.

Другими сов. гаванями на Японском М. являются пока слабо развитые: Амурский лиман (порт Николаевск-на-Амуре), бухта де-Кастри, Советская гавань (одно время предполагалось здесь начало Великого Сев. ж.-д. пути), бухта Ольги и пр. Остальные М., тяготеющие к Тихоокеанскому отделу мирового рынка (Охотское, Берингово, Вост.-Сиб., Лаптевых), пока слабо использованы. Правда, их экон. район крайне слабо населен (особ. Якутия), а навигация затруднена и непродолжительна. Однако экон. перспективы достаточно велики. На Сахалине уголь, нефть и лес (частично сданные японским компаниям в концессию), в Камчатских и некоторых др. водах редкое изобилие лососевых и сельдевых рыб, а также крабов, масса ценнейших пород пушного зверя и пр. — все это многообещающие предпосылки. Камчатка (сов. пром. и японские рыбные концессии) и Сахалин уже принимают заметное участие в сов.-японс-ком товарообороте. Камчатская рыба и крабы (консервы) проникают также в Сев.-Американские Соед. Штаты, Англию и пр. Сахалинская нефть нарушает монополию американских и английских трестов в сев. углу Тихого океана. Из портов следует назвать Петропавловск-на-Камчатке, Александровск-на-Саха-лине, Аян (Охотское побережье), где теперь предполагается кончить Великий Сев. ж.-д. путь, бухту Эй-кан, откуда запроектирована шоссейная дорога на р. Маю, бассейн Алдана, бухту Ольскую (Охотское побережье), Н.-Мариинск, (устье Анадыря). Авачинс-кая губа, в глуб. к-рой расположен Петропавловск, не замерзает круглый год, рядом с Александровском залегает каменный уголь хорошего качества. Владивосток соединен пароходными рейсами со всеми этими портами, а также с устьями Лены и Колымы и о-вами Врангеля и Н.-Сибирскими.

Л и т.: Блинов, С. П. и Мессер, И. В. Столетие Гидрографического Управления, „Зап. по Гидрографии», юбилейный том. 1927; Визе В. Ю. Гидрологический очерк моря Лаптевых и Вост.-Сиб. моря, „Тр. Якут. Экспедиции Акад. Наук», Л., 1926; Евгенов, Н. И. Лоция Красного моря и Новой Земли, Л., изд. Гидрографического Управления, 1930; Нансен, Фр.Во мраке льда и ночи, тт. I —II, 1897; Соколов, А. Материалы по лоции Сибирского моря, „Зап. по Гидрографии», т. V, 1929; Шокальский, Ю. М. Океанография, Пгр., 1917; Тихий океан, Русские научные исследования, Л., изд. Акад. Наук, 1926; Шмидт, П. Ю. Рыбы восточных морей, СПб., изд. Р. Г. Об-ва, 1904; Болдырев, В. Г. и Ортенберг, Д. Северный морской путь и его топливная база, в сб. „Пути развития каменноугольной промышленности», Н.-Сиб., изд. Востугля, 1930; Hickmann’s, prof. Geagraphisch-statistischer Universal-Atlas, Wien, 1929; Материалы к генеральному плану развития нар. хоз-ва Сиб. края, Н.-Сиб., изд. Крайплана, 1930; Нансен, Фр. В страну будущего, Великий Сев. путь из Европы в Сибирь через Карское море, Пгр., изд. Ксидо, 1915; Дальневосточный край в цифрах, Хабаровск, изд. „Книжное Дело», 1929; Воеводин. Морской путь в Сибирь, „Сов. Север», 1930, 3; Соколов. Морские пути на Севере, там же. А. С у х о в.